После нападения на нефтяную инфраструктуру Саудовской Аравии, вынудившего страну сократить добычу более чем наполовину, цены на нефть выросли на 20%, превысив 71 доллар за баррель — и это крупнейший скачок за почти три десятилетия.
Новость, что добыча нефти в Саудовской Аравии сократиться на длительный период, переполошила трейдеров и вызвала один из крупнейших в истории однодневных скачков.
Трое экспертов в своих оценках ущерба предположили, что добыча нефти в королевстве вернется на полную мощность лишь через несколько месяцев, что никак не способствует спокойствию на рынке.
Государственная нефтяная компания «Сауди Арамко» (Saudi Aramco) изо всех сил стремится наладить ремонтные работы и вернуть добычу в крупнейшей в мире стране-экспортере нефти в оперативный режим. На просьбу прокомментировать события в компании не откликнулись.
Поскольку некоторые из мощностей были отключены в превентивных целях, часть ежедневных потерь в 5.7 миллионов баррелей, вероятно, восстановится раньше. Однако из первоначальных оценок ущерба следует, что окончательный выход на изначальностью мощность может занять даже дольше времени, чем предполагалось.
Когда биржи открылись в понедельник и трейдеры поспешили выкупить старые ставки, чтобы обезопасить себя от растущих рисков на Ближнем Востоке, цены на нефть марки «Брент» выросли почти на 12 долларов за баррель, достигнув почти 72 долларов, Позднее цены упали до отметки 66 долларов за баррель, но рост по сравнению с предыдущим днем все равно составил 11%.
Цены на активы, которые принято считать убежищами во времена смуты, также поднялись. Скачок цен снизил доходность 10-летних облигаций Казначейства США на 0,044%, до 1,852%. Золото подорожало почти на 1% до 1501,84 доллара за унцию.
Инвесторы надеются, что обойдется без более далеко идущих последствий, хотя скачок цен на нефть пришелся на чувствительное для рынков время.
«Хотя атаки стали еще одним сдерживающим фактором для глобальной экономики, которая и без того пострадала от ухудшения производственной активности и усиления торговой напряженности, мы не считаем, что этот краткосрочный сбой в добыче нефти вызовет глобальную рецессию», — сказал Марк Хэфеле (Mark Haefele), главный инвестиционный директор фонда UBS Global Wealth Management.
Потеря свыше пять миллионов баррелей в сутки — это крупнейший сбой производства в результате одного инцидента. Потери составляют свыше 5% мирового предложения. Скачок цен на «Брент» после открытия биржи стал крупнейшим в процентном отношении со времен вторжения Саддама Хуссейна в Кувейт в 1990 году.
Энди Холл (Andy Hall), один из самых успешных нефтяных трейдеров своего поколения, считает, что последствия атаки по меньшей мере сопоставимы с вторжением в Кувейт. «Это нападение подчеркивает уязвимость нефтедобывающей инфраструктуры на Ближнем Востоке. <…> Такое чувство, что рынку придется не только заложить в смету текущую потерю поставок, но и повысить премию за риск в будущем».
Однако при всем своем драматизме скачок лишь вывел цены на сырую нефть на прежний уровень, на котором она торговалась еще совсем недавно — в июле.
Американский эталонный индекс West Texas Intermediate вырос на 16% до отметки в 63,64 долларов за баррель, после чего снизился до 59,25 долларов. Итого рост составил 8%.
Ответственность за субботнее нападение взяли на себя йеменские ополченцы-хуситы, заявив, что использовали беспилотники. Вашингтон, однако, намекнул, что за атакой вероятно стоит другой сосед королевства.
Президент США Дональд Трамп за несколько секунд до открытия биржи написал, впервые прокомментировав нападение, что распорядился раскрыть нефтяные запасы «в необходимых количествах». Конкретные объемы он не назвал, но его сообщение можно считать явной попыткой предотвратить повышение цен.
Вскоре после скачка цен президент твитнул, что США «во всеоружии». Он также отметил, что у него есть подозрения, кто стоит за атакой, намекнув на акцию возмездия.
«Нефтяные месторождения Саудовской Аравии под ударом», — твитнул господин Трамп. «Есть все основания считать, что виновник нам известен. Мы во всеоружии и по мере поступления данных от королевства, если наши подозрения подтвердятся, решим, что делать дальше».
После этого он добавил: «МНОГО НЕФТИ!».
Саудовская Аравия заявила, что наладит поставки нефти из запасов, а также задействует свободные производственные мощности, чтобы в значительной степени сохранить экспорт на международные рынки.
Однако, с уменьшением запасов, рынок станет уязвимее к будущим сбоям, предупреждают аналитики.
Официальные лица в азиатских странах-потребителях саудовской нефти — в частности в Индии и Южной Корее — заверили, что импорт из Саудовской Аравии не пострадает, но при этом отметили, что пристально следят за ситуацией.
Особое беспокойство вызывает атака на Абкаик, центр переработки нефти к юго-западу от штаб-квартиры «Арамко» в Дахране, где производится до 70% нефтяного экспорта королевства. Второй мишенью стало нефтяное месторождение Хураис.
Международное энергетическое агентство и министерство энергетики США заявили, что располагают достаточными резервами на случай чрезвычайных ситуаций или длительного сбоя, однако аналитики считают, что роста цен это не остановит.
Как сообщило в воскресенье вечером агентство печати Саудовской Аравии, наследному принцу Мухаммеду бен Салману позвонили из Абу-Даби и осудили нападение. В заявлении также отмечается, что Саудовская Аравия «способна противостоять террористической агрессии и бороться с ней».
Государственное агентство печати также сообщило, что принц Абдулазиз бин Салман, министр энергетики королевства, на этих выходных проинспектировал производственные мощности в Абкаике и встретился с председателем и главным исполнительным директором государственной нефтяной компании. Никаких прогнозов, как долго продлится срыв производства, не поступало.