— Миллиардные расходы должны ускорить замедлившийся рост.
— Центробанк предупреждает, что денежный поток может навредить экономической стабильности.
Пока Кремль дискутирует о том, как потратить десятки миллиардов долларов из резервного фонда, чтобы дать толчок экономическому росту, внутри команды экономистов, сделавших российские облигации любимой покупкой инвесторов, возникают редкие для этой страны разногласия, которые приобретают публичный характер.
Эта напряженность указывает на то, что президент Владимир Путин все более настойчиво требует оживить вялую экономику, из-за которой упали его рейтинги и начались протесты по всей стране. Центробанк и критики плана расходов говорят, что дополнительными деньгами рост не ускорить, однако эти вливания могут подорвать доставшуюся дорогой ценой экономическую стабильность, благодаря которой Россию нахваливают инвесторы, рейтинговые агентства и Международный валютный фонд.
«Сейчас очень сильно политическое давление с призывами сделать что-то с ростом экономики, — сказал Кристофер Грэнвилл (Christopher Granville), работающий в лондонской компании „Ти-Эс Ломбард", где он занимается рынками Европы, Ближнего Востока и Африки, а также руководит глобальными политическими исследованиями. — Если возникнет впечатление, что правительство решило что-то потратить, Центробанк будет действовать еще более осторожно, чем сейчас».
В августе МВФ заявил, что этот механизм «укрепляет бюджетную политику», и предупредил, что надо избегать изменений, дабы «упрочить ресурс доверия к нему». Центробанк утверждает, что траты из этого фонда сведут на нет все достигнутые успехи. Из-за этого Министерство финансов на прошлой неделе выступило с необычайно резким предостережением о том, что необходимо придерживаться утвержденного денежно-кредитного курса.
«Цель фонда благосостояния заключалась в том, чтобы обеспечить стабильность на фоне колебаний нефтяных цен, — сказал Олег Вьюгин, ранее работавший в Центробанке, а ныне являющийся председателем Московской биржи. — Если они начнут тратить неприкосновенный запас, рубль укрепится, а зависимость от нефти резко возрастет».
Однако соблазн запустить руку в эту кубышку усиливается параллельно увеличению размеров фонда, которые сейчас превышают 122 миллиарда долларов. Россия рассчитывает, что в начале будущего года объем фонда достигнет того порогового значения, когда деньги можно будет начать тратить, и битва за эти средства уже набирает обороты.
По данным «Ренессанс Капитала», в 2020-2021 годах на кону окажется сумма в 47 миллиардов долларов. Это около 2,5 процента ВВП, или вдвое больше тех средств, которые федеральное правительство тратит на здравоохранение и образование.
Вначале правительство заявляло, что деньги пойдут на проекты, стимулирующие экспорт, но реализуемые за пределами России, чтобы ограничить обратный приток нефтяных доходов в экономику, а следовательно, воздействие на инфляцию и рубль. Но в последние месяцы руководство страны начало говорить о том, что оно рассматривает крупные проекты внутри страны, от добычи газа в Арктике и благоустройства городов до общественного транспорта.
Центробанк все настойчивее говорит о том, что использовать деньги дома рискованно, так как это спровоцирует инфляцию и негативно отразится на стабильности обменного курса. Это намек на то, что в рамках противодействия данным тенденциям ему придется замедлить понижение процентных ставок.
На прошлой неделе глава Центробанка Эльвира Набиуллина пошла еще дальше, заявив, что правительству надо более открыто говорить о своих планах и просто повысить отсечную планку, составляющую сегодня 40 долларов. Для правительства это недопустимо, поскольку оно сделало ставку на неизменность этого основополагающего параметра.
Заявление Набиуллиной вызвало необычное публичное осуждение со стороны Министерства финансов, которое назвало его «странным» и посоветовало Центробанку придерживаться утвержденной финансовой политики.
Осенью напряженность может еще больше усилиться, так как правительство будет решать, сколько потратить, и на что. Из-за этого инвесторы все больше тревожатся.
«История показывает, что инвестиционные проекты в России часто приводят к оттоку капитала и к росту инфляции», — сказала Элина Рыбакова, работающая заместителем главного экономиста в Институте международных финансов в Вашингтоне.