Нет ничего удивительного в том, что в Советском Союзе много и часто казнили. Интересно то, что на протяжении всего времени существования режима, начиная с Ленина и вплоть до последних лет СССР, власти не раз формально отменяли смертную казнь. Правда, запрет никогда долго не выдерживал. Интересно, почему они вообще это делали.
Но сначала обратимся к истории.
После Февральской революции 1917 года смертную казнь отменили, но Временное правительство снова вернуло ее за военные преступления, измену родине, убийство и грабеж. Главную роль в возвращении к смертной казни сыграл царский генерал, который стал членом Временного правительства — Лавр Корнилов. Он хотел восстановить казнь в армии и действовал очень жестко. Большевики его так ненавидели, что вытащили его из могилы (он умер от разрыва случайной гранаты во время воинской операции) и сожгли его тело на свалке.
После установления советской власти 28 октября 1917 года 2-й Всероссийский съезд советов отменил смертную казнь. Но затем был принят декрет «О красном терроре» от пятого сентября 1918 года, и смертная казнь вернулась опять. Ей подвергались те, кто был связан с белогвардейским движением, заговорами и мятежами. Смертный приговор приводили в исполнение через расстрел, и имена всех казненных, как и основания для приговора, публиковались в открытых источниках. Впоследствии эти нормы легли в основу уголовного права РСФСР от 1919 года.
Впервые революционный трибунал Всероссийского центрального исполнительного комитета приговорил к смертной казни 21 июня 1918 года бывшего адмирала Алексея Щастного, командовавшего Балтийским флотом.
В то время к смертной казни прибегали и как к внесудебному наказанию. Тогда и в последующие годы смертные приговоры бывало выносились на основании сфабрикованных обвинений. Случаи, из-за которых приговаривали к смерти, просто выдумывались. Хорошо известен подобный эпизод с Владимиром Таганцевым (в результате сфабрикованного процесса над мнимой монархистской ячейкой казнили 61 человека, из них 16 женщин), а также с поэтом Николаем Гумилевым и другими.
Когда «наказнились» вдоволь, 17 января 1920 года декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР смертную казнь опять отменили. Однако уже четвертого мая 1920 года революционные военные трибуналы снова получили право казнить.
Почему «высшая мера»
Понятие «высшей меры» в СССР было эвфемизмом для смертной казни. Большинство граждан, вероятно (и это понятно), считало ее высшей мерой наказания. Но на самом деле сначала у этого понятия в конституции было немного другое значение.
В первой конституции и уголовном кодексе РСФСР от 1922 года смертная казнь называлась высшей мерой. Недавно созданное советское государство, которое, по-видимому, хотело внешне дистанцироваться от жестокостей Гражданской войны, исключило смертную казнь из системы наказаний и отнесло ее к исключительным мерам. Кроме того, существовать она должна была временно, так как в коммунистическом государстве уже не могло быть преступлений, за которые так карали бы. Враги будут повержены, а у нового советского человека, освобожденного революцией, уже не будет причин для серьезных преступлений.
Ясно, что советская власть была настроена слишком оптимистично, и советские законодатели походили на страусов, которые прячут голову в песок. Тем не менее формулировка «высшая мера социальной защиты» означала не наказание для преступника, а защиту общества от него.
Власти очень скоро поняли, что смертную казнь полностью отменять нельзя. Без нее диктатуры плохо справляются с управлением. В 1926 году началось масштабное изменение законодательных норм с целью унификации законов союзных республик. В новой редакции смертную казнь включили в систему наказаний в качестве высшей меры.
Правда, статей, на которые она могла распространяться, по сравнению с предыдущей редакцией было в два раза меньше. Но впоследствии количество статей, за которые полагалась смертная казнь, несколько раз увеличивали разными законодательными актами. С 1935 года к смертной казни можно было приговаривать несовершеннолетних, и как минимум раз, в 1940 году, этой нормой воспользовались. Казнен был Владимир Винничевский, которого расстреляли за похищение и убийство малолетних детей. Вероятно, он был одним из тех людей, кого в СССР казнили за подлинное преступление.
При Хрущеве опять
Следующий виток борьбы со смертной казнью пришелся на период хрущевской оттепели. Но и тогда все продлилось недолго. Постановлением президиума Верховного совета «Об ужесточении уголовной ответственности за изнасилование» от 15 февраля 1962 года смертную казнь восстановили за изнасилование. Далее последовало постановление «Об ужесточении уголовной ответственности за взяточничество» от 20 февраля 1962 года, которое предусматривало то же наказание. При Хрущеве снова стали казнить за экономические уголовные преступления, и в ряде случае закон имел обратную силу.
В 1926 году на смерть осудили 2 159 человек, а в 1983 — 488. В общей сложности с 1962 по 1989 годы органы СССР вынесли 24 422 смертных приговора, из которых 2355 были пересмотрены.
Почти все осужденные на смерть с 1960 по 1991 годы были мужчинами (хотя советское уголовное право не исключало возможности казнить женщин). Сегодня точно известны три случая, когда за этот период к смерти приговаривали женщин и приговор был приведен в исполнение.
Среди этих казненных женщин была Антонина Макарова, которую казнили за участие в массовом истреблении мирных жителей и партизан во время войны. Ее разоблачили только в конце 70-х годов. Во время ареста, как и потом, она держалась спокойно. Макарова предполагала, что получит три года, но ошибалась. Неизвестна судьба четырех женщин, которых в 60-е годы приговорили к смерти за финансовые махинации. Вероятнее всего, их казнили.
И тут мы подходим к вопросу, заданному в начале: почему, собственно говоря, коммунистический режим так поступал? Почему было просто не ввести смертную казнь, раз уж режим поубивал столько людей? Ответ, скорее всего, стоит искать в психологии. Согласно идеологической доктрине, предполагалось, что значительная часть преступлений совершается по социальным причинам. Когда они исчезнут и когда люди станут достаточно сознательными, не останется никаких причин, чтобы кто-то совершал преступления.
Но люди совершают преступления по многим причинам, а кроме того, у смертной казни только одна функция — возмездие. Об исправлении преступника речи уже не идет. Тоталитарные режимы предпочитают страх и любят возмездия, поэтому слишком велико было искушение перейти от провозглашения нового мистического человека и новой гуманности к расстрелам и повешеньям.
После распада СССР смертную казнь отменили, и с тех пор страна переживает самый продолжительный период без нее. Сколько это продлится, посмотрим. Но править жестко можно и без виселицы, ведь мы живем в новое время, и диктатуры учатся.