Россия доставляет неприятности соседям, но у нее недостаточно денег и веса, чтобы быть мировой сверхдержавой. Такое комфортное отношение к ней всегда отдавало самодовольством. Но на сегодня это явно ошибочное отношение. В частности, Африка оказалась в центре внимания России, проводящей там свои операции влияния. Связи Кремля с этим континентом наглядно продемонстрирует первый саммит «Россия-Африка», который пройдет в следующем месяце в черноморском курортном городе Сочи. В этом мероприятии примут участие более 50 африканских лидеров, а его сопредседателями станут президент Путин и египетский президент Сиси, который председательствует в Африканском союзе.
Что касается торговли и инфраструктуры, то у России нет той силы и мощи, какой обладает Китай. Но у нее есть другие ресурсы. Первое — это четкое понимание политических потребностей африканских диктаторов. Второе — это доведенные до совершенства в домашних условиях навыки ведения грязных игр. Российские руководители часто сопровождают свой первый ресурс завуалированными предложениями помощи, используя такие слова как «оптимизация» и «консультации». На самом деле, они предлагают шпионаж и бандитизм. Российские «политтехнологи» дают консультации по всем аспектам фальсификации выборов, от дачи взяток до пропаганды и кибератак. А наемники обеспечивают безопасность.
Ведущей силой здесь является «ЧВК Вагнера», проявившая себя в войнах в Сирии и на Украине. Она связана с именем близкого к Кремлю олигарха Евгения Пригожина, который опровергает утверждения американской прокуратуры о том, что именно он в 2016 году руководил вмешательством в американские президентские выборы. Издержек здесь мало, а дивиденды очень существенны. Российское государство получает дипломатическую поддержку в ООН, расширяет свое военное присутствие и обретает возможность обойти стороной санкции. Обогащаются российские компании (и отдельные россияне). Довольны все, кроме африканцев, страдающих от нищеты и ненадлежащего управления.
Некоторые подробности о тайной деятельности русских стали известны в этом году в результате утечки информации, опубликованной исследовательской организацией, которую финансирует живущий в эмиграции магнат Михаил Ходорковский. Речь идет, по меньшей мере, о 13 африканских странах. Би-Би-Си в апреле провела собственное расследование и рассказала о деятельности десятков таинственных россиян, которые раздавали деньги и посредничали при заключении сделок на выборах президента Мадагаскара. Но задавать слишком много вопросов опасно. В июле 2018 года в Центральноафриканской Республике, ставшей плацдармом российского присутствия на континенте, были убиты трое журналистов, снимавших для организации Ходорковского документальный фильм о группе Вагнера. (Сама компания отрицает как свою причастность к этому конкретному делу, так и к совершению любых правонарушений).
В апреле в Екатеринбурге выпал с балкона и насмерть разбился российский журналист Максим Бородин, расследовавший деятельность «ЧВК Вагнера». Другой журналист, петербуржец Денис Коротков, подался в бега.
В то время как западные страны усиливают свое влияние, демонстрируя преимущества свободы и процветания, российская мягкая сила имеет иную направленность. Москва при помощи своих средств массовой информации типа телеканала RT нагнетает антизападные настроения, в частности, противодействуя влиянию Франции, которая на сегодня является единственной крупной страной Запада, активно вовлеченной в дела Африки. Россия стремится дискредитировать участников кампаний за демократию и против коррупции, представляя их в качестве иностранных марионеток. Она играет на кажущихся политических преимуществах режима (поддержание стабильности и сопротивление западному давлению) и на его экономических сильных сторонах, таких как нефть, газ, атомная энергетика и оружие.
Россия заключила соглашения о военном сотрудничестве как минимум с 20 странами южнее Сахары. Государственная монополия по торговле оружием «Рособоронэкспорт» объявила 2019 год «годом Африки», подчеркнув то обстоятельство, что Россия является крупнейшим поставщиком оружия на этот континент. Российское оружие, может, не самое передовое и современное, но оно дешевое, надежное, знакомое и простое в применении.
Россия начинает не с нуля. Советский Союз на протяжении десятилетий давал африканцам университетское и военное образование. Воспоминания о том времени у них самые радужные. Президент Анголы Лоуренсу учился в Москве с 1978 по 1982 годы. В этом году он вернулся туда, чтобы провести переговоры о поставках оружия, добыче алмазов и инвестициях в нефте- и газодобычу. В отличие от европейских стран, Россия непричастна к тому, что Лавров ехидно называет «колониальными захватами и варварским разграблением». О вкладе СССР в национально-освободительную борьбу африканцы вспоминают с благодарностью. Россия не требует улучшения стандартов государственного управления, зная, что это вызывает раздражение. Она с радостью использует недостатки в этом самом государственном управлении.
Такие методы иногда дают сбои. Русские делали большую ставку на бывшего южноафиканского президента Джейкоба Зуму, который полностью себя дискредитировал. Они безуспешно пытались опорочить оппозиционные партии в преддверии всеобщих выборов, прошедших в ЮАР в мае. Теперь власти этой страны отказываются от сделки на 60 миллиардов фунтов по строительству АЭС. Неудачей также закончились попытки сохранить у власти суданского диктатора Омара аль-Башира, для чего Россия старалась очернить демократических оппозиционеров, называя их марионетками Израиля и сторонниками гомосексуализма.
Вместе с тем, тактика Кремля все чаще приносит результаты. В большей степени это вызвано слабостью Запада, а не силой России. В частности, президент Трамп, похоже, полностью отвернулся от Африки, положив конец политике сотрудничества, которую проводил Джордж Буш. Пентагон сокращает там и без того скромное военное присутствие, переходя от противоповстанческой борьбы к обучению и взаимодействию. Резко сократилась и помощь на нужды развития, в частности, на профилактику Эболы.
Людей в посольствах не хватает. В Южной Африке, которая является крупнейшей на континенте экономикой, американского посла нет с тех пор, как Трамп пришел к власти. Президент не проявляет практически никакого интереса к встречам с африканскими лидерами и ни разу не посещал этот континент. В своих публичных комментариях по африканским проблемам он дошел до использования таких фраз как «дерьмовые страны». Путин тоже отнюдь не образец вежливости и учтивости. Но когда он видит удачную возможность, он знает, как ее использовать.