Можно ли положить конец делению людей на первый, второй и третий сорт? Можно ли добиться отмены дискриминационных положений? Примеры, приведенные ниже, показывают: победить бюрократию можно. Главное — не сдаваться.
Товарищи ученые запутались в нулях
Впервые мы столкнулись с массовой дискриминацией репатриантов-выходцев из бывшего СССР в начале 90-х годов. В 1996 году Олег Фиговский, вице-президент Союза ученых репатриантов Израиля (СУРИ) и действительный член Европейской академии наук, каким-то образом раздобыл служебную инструкцию, предназначенную для технологических теплиц. Согласно этой инструкции, зарплата ученых из числа старожилов, работающих в теплицах, составляла 7 тысяч 200 шекелей, а зарплата ученых-новых репатриантов — только 3 тысячи 600 шекелей.
Руководство СУРИ направило письма председателю Гистадрута (федерация труда — прим. ред.) Хаиму Рамону и министру промышленности и торговли Мики Харишу, протестуя против столь вопиющей дискриминации ученых-репатриантов. В результате этого протеста зарплата 300 ученых-репатриантов, работавших в теплицах, была вскоре удвоена и тоже составила 7 тысяч 200 шекелей.
Более того, были изменены инструкции, регламентирующие деятельность этих технологических теплиц. Так, потратив 100 шекелей на перевод письма на иврит, мы добились ежегодного выделения минпромторгом 10миллионов шекелей дополнительно на увеличение зарплат ученым-репатриантам. Мы очень гордились этой победой над бюрократией. Тогда мы еще не знали, что нам предстоит борьба уже не за десятки миллионов, а за миллиарды шекелей…
За тех, кто выжил
В 2008 году, в соответствие с решением кнессета, в мемориальном комплексе «Яд Вашем» работала специальная следственная комиссия, которая рассматривала иски людей, переживших Холокост — они утверждали, что деньги, перечисленные Германией Израилю для помощи этим людям, не были использованы по назначению.
Движение «Хазит ха-кавод» представило в эту комиссию свой иск, в котором обвинило государство, что оно дискриминирует «беженцев Катастрофы» — тех, кто спасся бегством от уничтожения нацистами и приехал в Израиль из стран бывшего СССР с алией 70-х и 90-х годов. Однако, государство не помогло им в решении их жилищной проблемы. Наш иск представил доктор Абрам Шарнопольский. Судья Далия Дорнер, возглавлявшая эту следственную комиссию, выслушала его доводы и заявила, что в соответствие с законом об инвалидах Катастрофы, принятом кнессетом в 1957 году, помощь от государства положена только тем еврейским беженцам, которые репатриировались в Израиль до 1953 года. Так мы впервые услышали о законе, который дискриминирует спасшихся еврейских беженцев, переехавших в Израиль уже позднее.
Движение «Хазит ха-кавод» совместно с Объединением беженцев Катастрофы под руководством Ефима Кипниса (светлая ему память), с организацией «Дети Катастрофы» под руководством Владимира Листенгартена и другими НКО в течение 6 лет добивались отмены тех положений закона об инвалидах Катастрофы, которые ущемляют права этих беженцев, приехавших в Израиль после 1953 года. Результатом этой борьбы стал принятый в 2014 году кнессетом закон «Национальная программа помощи пережившим Катастрофу», согласно которому все спасшиеся беженцы, независимо от времени их приезда в Израиль, были признаны пострадавшими от Катастрофы. В соответствие с этим законом еще 80 тысяч пожилых граждан Израиля, приехавших в Израиль после 1953 года, получили статус «пережившие Катастрофу».
Большинство из них были пенсионерами из алии 70-х и 90-х годов. Государство Израиль с 2014 года ежегодно выделяет около 500миллионов шекелей для выплаты им пособия, которое в 2019 году составило 3 тысячи 975 шекелей, а также на дотирование лекарств, которые они получают бесплатно. И все же эти люди лишены до сих пор многих льгот, которые получают беженцы Катастрофы, прибывшие в Израиль до 1953 года, а значит, борьба против их дискриминации должна быть и будет продолжена.
Без бумажки ты — букашка
Более того: государство куда меньше помогает пенсионерам из алии 90-х в аренде жилья, чем другим социально слабым группам населения: многодетным и неполным семьям, некоторым группам инвалидов, а также пожилым репатриантам, получившим социальное жилье в проектах «микбац диюр». Из-за этой дискриминации многие из 55 тысяч семей пожилых репатриантов, арендующих жилье, живут в глубокой нищете — после оплаты аренды у них уже не остается достаточно денег на нормальные условия жизни.
Движение «Хазит ха-кавод» дважды подавало иск в БАГАЦ (Высший суд справедливости), протестуя против дискриминации пожилых репатриантов, живущих в съемном жилье. Первый из них был подан в 2011 году совместно с покойным депутатом кнессета Мариной Солодкиной, а второй — в 2016 году — с депутатом Константином Развозовым («Кахоль-лаван»).
БАГАЦ признал, что по отношению к многодетным семьям репатриантов государством допущена несправедливость и дискриминация, и постановил удвоить размер дотации на съем жилья для этих семей, стоящих в очереди министерства алии и абсорбции. Что же касается нашего требования покончить с дискриминацией пожилых репатриантов, то здесь судьи БАГАЦА сослались на… инструкции министерства строительства, в которых сказано, что государственная помощь в оплате съемного жилья пожилым репатриантам может быть меньшей, чем другим социально слабым группам населения!
Следовательно, любая инструкция, принятая министерством, даже если она несправедлива, дает БАГАЦу право защищать решения правительства, которые приводят к экономической дискриминации людей. Поэтому мы называем такое ущемление прав пожилых репатриантов из алии 90-х «узаконенной дискриминацией».
Инвалид — не полчеловека
В начале 2018 года кнессет принял закон об улучшении социального обеспечения инвалидов. Был увеличен размер пособия по инвалидности, в том числе для тех, кто по достижении пенсионного возраста переходит в новый статус — получателя пособия по старости. Однако, инвалидам, перешагнувшим пенсионный возраст до 1 марта 2018 года, пособие увеличили на сумму вдвое меньшую, чем тем пенсионерам-инвалидам, кто приобретает этот статус, начиная с 1 марта 2018 года
Для стопроцентных инвалидов, достигших пенсионного возраста после 1 марта 2018 года, увеличение суммарного пособия по старости составит 470 шекелей, а у тех, кто достиг пенсионного возраста до 1 марта 2018 года, оно увеличится только на 235 шекелей. Так кнессет узаконил новый вид дискриминации пенсионеров-инвалидов, увязав размер пособия не с процентом инвалидности, а с датой рождения инвалида.
Дискриминация — это выгодно
На узаконенной дискриминации пожилых репатриантов казна экономит ежегодно 2миллиарда шекелей. Экономит благодаря тому, что правительство не выделяет необходимых средств для решения жилищных и социальных проблем пожилых репатриантов из алии 90-х и других нуждающихся пенсионеров.
На одной только недоплате 55 тысячам семей пожилых репатриантов денег на аренду жилья госказна экономит около 600 миллионов шекелей в год. Отказываясь помогать репатриантам в возврате ипотечной ссуды, правительство экономит 175 миллионов шекелей в год. Экономия на помощи беженцам Катастрофы из алии 70-х и 90-х приносит правительству еще 160 миллионов шекелей в год. На узаконенной экономической дискриминации 43 тысяч инвалидов-пенсионеров, ставших оными до 1 марта 2018 года, экономится еще около 120 миллионов шекелей в год. И этот перечень можно продолжить…
Пожилые репатрианты из бывшего СССР не перекрывают дороги и не выходят на массовые митинги, протестуя против их дискриминации (впрочем, не выходят и молодые). Большую роль в этой борьбе за их права могли бы сыграть русскоязычные депутаты кнессета. Однако, по какой-то причине, большинство наших представителей в кнессете тушуются, как только сталкиваются с ущемлением прав пожилых репатриантов, и отказываются называть это явление дискриминацией.
Однако существует другой механизм борьбы с узаконенной дискриминацией, уже доказавший свою эффективность. Речь идет о лоббировании, когда для решения тех или иных проблем пожилых репатриантов движение «Хазит ха-кавод» активно сотрудничало с депутатами от различных партийных фракций в кнессете — «Еш атид», «Кулану», «Ликуд» и НДИ — и смогло добиться того, что теперь ежегодно выделяется дополнительно более 1,35 миллиарда шекелей на борьбу с бедностью и нищетой среди пенсионеров, на помощь в решении жилищной проблемы пожилых репатриантов, на помощь беженцам Катастрофы.
Попытки некоторых политиков оправдать дискриминацию пожилых репатриантов массовостью алии 90-х и слишком большими расходами, которые необходимы для создания нормальных условий жизни для этих пенсионеров, не выдерживают критики. Именно благодаря массовой алие 90-х из бывшего СССР казна получает ежегодно с рынка недвижимости дополнительные десятки миллиардов шекелей. Достаточно направить на помощь пожилым репатриантам небольшую часть этих денег, чтобы решить их основные проблемы и покончить с их дискриминацией.
Именно эта цель была поставлена перед межминистерской комиссией по пенсионным проблемам репатриантов, созданной и работавшей под началом Зеэва Элькина в 2015 — 2016 гг. И 16 сентября 2018 года программа улучшения условий жизни пенсионеров-репатриантов, в основу которой легли рекомендации этой комиссии, была представлена правительству министрами Софой Ландвер и Зеэвом Элькиным. Если эта программа будет реализована в полном объеме, она улучшит экономическое положение, социальное и пенсионное обеспечение пожилых репатриантов из алии 90-х, и покончит с их узаконенной дискриминацией.
Чтобы ускорить реализацию этой программы, движение «Хазит ха-кавод» создает в настоящее время широкую коалицию общественных организаций, которая потребует принятия этих мер от правительства.