Несколько сот человек собрались, чтобы выразить свое возмущение под окнами президентского дворца в Киеве. Без сомнения, этого недостаточно, чтобы изменить ход истории, но, по их мнению, хватит, чтобы объяснить пылкому президенту Украины Владимиру Зеленскому, что из-за слишком большого стремления к миру он может проиграть войну.
На поднятых в конце прошлой недели транспарантах говорилось в частности о «нормандском предательстве». Речь идет о саммите «нормандской четверки», на котором собираются президенты России и Украины, а также лидеры Франции и Германии для урегулирования конфликта в Донбассе в рамках Минских соглашений (подписаны в 2015 году, но до сих пор не реализованы). Новое собрание в этом формате должно состояться в ближайшие недели, после нескольких лет дипломатического тупика. Как бы то ни было, толпа опасается, что пришедший к власти всего полгода назад Владимир Зеленский может пойти на непоправимые уступки России. Артисты, журналисты и бывшие депутаты отправили президенту письмо, чтобы предупредить о рисках такого решения.
Зеленский утверждает, что добьется успеха там, где потерпел неудачу его предшественник Петр Порошенко: он хочет положить конец конфликту, из-за которого вот уже пять лет льется кровь на востоке страны. По данным ООН, столкновения между поддерживаемыми Россией сепаратистами и украинской армией в Донбассе унесли жизни 13 000 человек. Популярный президент во многом добился избрания благодаря обещанию урегулировать конфликт: 71,5% украинцев считают устойчивое перемирие в регионе абсолютным приоритетом, ставя его даже выше улучшения уровня жизни, а также борьбы с коррупцией и влиянием олигархов в политике, если верить обнародованному в сентябре опросу «Демократических инициатив». «Чем ближе к линии фронта, тем сильнее украинцы хотят мира, но некоторые условия этого мира все же остаются для всех неприемлемыми», — отмечает политолог Юлия Шукан из Университета Париж-Нантер.
В середине сентября Владимир Пристайко подчеркнул, что украинские власти верят в возможность прогресса в возобновлении переговоров. Как бы то ни было, если не считать прошедшего 7 сентября обмена пленными, Кремль пока что не продемонстрировал ни одного позитивного сигнала в ответ на открытость Киева. Кроме того, как напоминают наиболее критически настроенные обозреватели, обмен состоялся ценой отправки в Россию ополченца Владимира Цемаха, которого считают ключевым свидетелем или даже подозреваемым по делу о рейсе МН17, сбитом в 2014 году над Донбассом ракетой «Бук» российского производства.
Играющие роль покровителей минского процесса Франция и Германия стремятся быстрее добиться дипломатического прорыва и могут в конечном итоге отдать предпочтение улучшению отношений с Москвой в ущерб Киеву, беспокоятся в оппозиции. «Со стороны Европы есть тревожные сигналы. Какова цена возобновления диалога?— задается вопросом Иванна Климпуш-Цинцадзе, депутат партии бывшего президента Порошенко. — Больно и страшно смотреть, как наш французский партнер пренебрегает значимостью этого кровавого конфликта». «Нам кажется, что Макрон и Путин играют в разные игры, — добавляет бывший министр иностранных дел Павел Климкин. — На этих переговорах нам нужна поддержка друзей, особенно Германии. Мы хотим вывода российских солдат. Донбасс может получить особый статус, но он не должен быть использован Путиным для насаждения федерализма с целью раздробления Украины».