В случае развязывания второй (так в тексте — прим. редакции ИноСМИ) мировой войны Советский Союз планировал начать масштабную охоту за флотом авианосцев Военно-морских сил США. Авианосцы были гибким и мощным оружием, были способны действовать на периферии зоны, находящейся под контролем Советов, и могли проводить любые действия — от наземных операций до нанесения ядерного удара. Советский Военно-морской флот и Военно-воздушные силы получили в свое распоряжение тяжелые крейсеры, ракетные крейсеры, подводные лодки и бомбардировщики, которые были оснащены грозными противокорабельными ракетами, предназначенными для уничтожения американских авианосцев и обеспечения победы в Западной Европе.
Во время холодной войны Военно-морские силы США имели в своем распоряжении большой и мощный флот авианосцев. В 1984 году у Соединенных Штатов было 13 авианосцев, — некоторые были с обычной, а другие с атомной энергетической установкой и авиакрылом, в котором насчитывалось до 85 самолетов. В 1984 году в состав авиакрыла входили самые разные самолеты, включая палубный перехватчик F-14 «Томкэт», многоцелевой истребитель F/A —18 «Хорнет», бомбардировщики A-6 «Интрудер», ударный самолет A-7 «Корсар», а также целый ряд противолодочных самолетов и самолетов поддержки.
Больше всего Советы опасались проникновения нескольких авианосцев в Норвежское море, откуда они могли нанести удар по советским военно-воздушным и военно-морским базам. Кроме того, американские авианосцы могли бы осуществлять авиационные рейды с целью уничтожения объектов в северо-западной части СССР, ограничивая тем самым способность советских вооруженных сил доминировать в районе Северной Атлантики и за ее пределами. Они могли бы также наносить удары по советским подводным лодкам со стратегическими ракетами на борту, действовавшими в так называемом районе «бастион» (bastion) в Баренцевом море. Советские ракетные подводные лодки, сосредоточенные у берегов Советского Союза для выполнения оборонительных задач, подверглись бы преследованию и были бы уничтожены.
Однако самую большую угрозу, с точки зрения Москвы, представляло ядерное оружие, размещавшееся на американских авианосцах. Наличие одного или двух постоянно маневрирующих вражеских атомных авианосцев вблизи берегов СССР, каждый из которых мог иметь на полетной палубе до десяти бомбардировщиков с ядерными бомбами на борту, представляло собой серьезную проблему для советского руководства.
Акцент на борьбу с авианосцами (в Военно-морских силах США ее стали называть военными операциями против авианосцев — Anti-Carrier Warfare) привел к тому, что советский Военно-морской флот получил в свое распоряжение грозные вооружения, в том числе ракетные крейсеры и тяжелые ударные крейсеры (battlecruiser). Три ракетных крейсера класса «Слава» (длина 186,4 метра или 611 футов, водоизмещение 12 тысяч тонн, скорость до 12 узлов) представляли собой грозную силу в попытке перехватить атомные авианосцы.
Каждый из этих трех ракетных крейсеров имел на борту противокорабельные ракеты П-500 «Базальт». Скорость этих ракет, размер которых был сопоставим с небольшим самолетом, составляла 2,5 Маха, и они могли оснащаться либо 1000-килограммовой (2,200 фунтов) фугасной боеголовкой, либо 350-килотонной ядерной головной частью. Максимальный радиус действия этой ракеты составлял 550 километров (340 миль), а ее круговое вероятное отклонение (КВО) находилось в диапазоне от 300 до 700 метров (от 984 до 296 футов). Подобный уровень точности делал сомнительным попадание ракеты с обычным боезарядом в корабль длинной в 300 метров (1000 футов), поэтому можно предположить, что с самого начала ракеты «Базальт» оснащались ядерными боеголовками.
Была еще одна надводная платформа, способная атаковать американские авианосцы, — это тяжелые крейсеры класса «Киров». Это были самые крупные, если не считать авианосцы, надводные корабли, построенные после Второй мировой войны. Их длина составляла 250 метров (827 футов), они имели атомную силовую установку, а их водоизмещение при полной загрузке составляло 28 тысяч тонн. Тяжелые крейсеры класса «Киров» имели на своем борту 20 ракет П-700 «Гранит». Они были похожи на ракеты «Базальт», однако обладали несколько большим радиусом действия (625 километров или 388 миль), а также имели немного меньшие по размеру 750-килограммовые (1633 фунта) фугасные боеголовки. Вместе с тем они оснащались более мощной (до 500 килотонн) ядерной боеголовкой. В отличие от крейсеров класса «Слава», тяжелые крейсеры класса «Киров» имели мощные противовоздушные комплексы, способные защитить их от атаки авиакрыла авианосцев.
Советские усилия, направленные на борьбу против авианосцев, включали в себя также применение подводных лодок. Для советского Военно-морского флота было построено 14 подводных лодок класса «Оскар» с управляемыми крылатыми ракетами на борту. Водоизмещение этих подводные гигантов составляло 14 тысяч тонн, то есть по этому показателю они превосходили ракетные крейсеры класса «Слава». Кроме того, они имели атомную силовую установку. А в состав их вооружения входили 24 противокорабельные ракеты П-700. Субмарин класса «Оскар» было достаточно для того, чтобы включить их в состав советского Северного флота и Тихоокеанского флота, откуда они могли угрожать американским авианосцам как в Атлантическом, так и в Тихом океане.
Кроме того, советские Военно-воздушные силы имели в своем распоряжении значительное количество бомбардировщиков и патрульных самолетов, в задачу которых входило обнаружение и уничтожение ударных авианосных групп. 120 советских сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М «Бэкфайр» и 240 бомбардировщиков Ту-16 «Барсук» (Badger) имели на борту ракеты АС-2, АС-5 и АС-6, а 35 бомбардировщиков Ту-22 «Блайндер» оснащались бомбами свободного падения, таким образом они были способны провести масштабную атаку на американские ударные авианосные группы.
Все три вида вооруженных сил СССР — надводный флот, подводный флот и морская авиация — были способны проводить активный поиск ударных авианосных групп и уничтожать их при первой возможности. Внезапная атака с использованием противокорабельных крылатых ракет с ядерными боеголовками могла бы причинить серьезный ущерб авианосному флоту Соединенных Штатов. Без использования ядерного оружия советские вооруженные силы могли бы провести несколько нескоординированных атак с разных направлений, ослабив таким образом оборонительные возможности противника и сократив запасы их снарядов, а после этого началась бы уже заключительная массированная атака.
С американской точки зрения, угроза массовой ракетной атаки оказалась достаточной для разработки специальных систем вооружений, включая систему противоракетной обороны «Иджис» (Aegis Combat System), в состав которой входит радар SPY-1, а также ракеты земля-воздух SM-2, и в результате получился мощный защитник флота. Еще одной мерой, направленной, в частности, против советских бомбардировщиков, стало создание флота истребителей противовоздушной обороны F-14 «Томкэт». На них были установлены радары AWG-9, на борту они имели шесть ракет AIM-54 «Феникс», радиус действия которых превышал 160 километров (100 миль).
Советский Союз был сухопутной державой, а советский Военно-морской флот был третьим в очереди при распределении ресурсов. Но даже если бы Красная Армия попыталась прорваться к Пиренеям в случае конфликта в будущем, нельзя было игнорировать военно-морские флоты НАТО, особенно американские авианосцы. В конечном итоге уничтожение американских авианосцев могло бы способствовать проведению наземного наступления на территории Западной Европы, где, по мнению советского руководства, война могла быть выиграна или проиграна.
Кайл Мизоками — журналист, живет и работает в Сан-Франциско. В центре его внимания находятся вопросы обороны и национальной безопасности.