Украина получила большую помощь от Америки и НАТО, что помогло ей создать мощные вооруженные силы. Между тем Украина и пророссийские боевые отряды сепаратистов из Донецка и Луганска с 2014 года ведут войну, которая унесла жизни примерно 13 000 украинцев, а два с лишним миллиона человек сделала беженцами.
Украинские вооруженные силы вступили в конфликт в Донбассе в удручающем состоянии. По словам украинского генерала Виктора Муженко, это была «армия в руинах». Киев столкнулся с двумя серьезнейшими трудностями. Во-первых, Украина в 1990-е и 2000-е годы распродала и списала значительную часть своего обширного, но устаревшего военного арсенала, доставшегося ей в наследство от СССР. Во-вторых, украинская армия страдала от слабой подготовки, широко распространенной коррупции и неустойчивого боевого духа.
При помощи американских и натовских военных советников Украина за последние несколько лет добилась значительных успехов в решении второй проблемы. И хотя многое еще предстоит сделать, украинская армия постепенно принимает вид централизованной и профессиональной боевой силы.
Но этого нельзя сказать о модернизации военной техники, поскольку в данной области Украина сталкивается с большими трудностями. Конгресс на сегодня утвердил два пакета военной помощи Украине, в которые включены поставки оружия, а украинский президент Владимир Зеленский может запросить дополнительную военную помощь на предстоящей встрече с президентом Дональдом Трампом.
В чем нуждается Украина, что она просит и что на данный момент получила?
Читайте по теме:
Укринформ: Украина получит канадское оружие, в частности снайперские винтовки
M16 — WAC-47: зачем Украине американская штурмовая винтовка
Чудовищные ценники и пафосные заголовки в СМИ дают превратное представление о реальности, которая на самом деле вызывает тревогу. Правда заключается в том, что американская военная помощь Украине несущественна и непоследовательна со стратегической и даже с тактической точки зрения.
Основу военных поставок в прошлом составляло стрелковое оружие, техника радиоэлектронного противодействия и различные предметы экипировки солдат, скажем, очки ночного видения. Все это важно, но этого совершенно недостаточно для того, чтобы гарантировать Украине успех в возвращении под свой контроль удерживаемого сепаратистами Донбасса, и уж тем более для отражения гипотетического наступления российской армии в западном направлении от Донбасса. Эксперты согласны с тем, что ПТРК «Джавелин», составившие основу предыдущего пакета летальной помощи на 250 миллионов долларов, — это «в основном символический жест», так как у донецких и луганских сепаратистов очень мало тяжелой бронетанковой техники. Сейчас конгресс прорабатывает план поставки на Украину переносных зенитно-ракетных комплексов. Это еще более символический жест, так как у сепаратистов нет истребительной авиации, а российские ВВС не могут вести боевые действия в воздушном пространстве над Донбассом, поскольку это вызовет международный кризис и увеличит шансы на прямое военное вмешательство Запада.
Военные отношения Вашингтона и Киева попали в парадоксальную ситуацию сродни «Уловке-22». Если цель американской летальной помощи состоит в том, чтобы изменить соотношение сил в Донбассе или подготовить Украину к тому, чтобы дать самостоятельный отпор массированному наступлению России, то в этом случае необходимы намного более решительные действия. Однако такие действия приведут к эскалации российской агрессии, а в итоге пострадают интересы украинской безопасности. По этой причине Украина вряд ли получит стратегически значимую военную помощь, скажем, ЗРК «Пэтриот», которые Киев хотел купить в прошлом году.
Но украинская армия может в короткие сроки осуществить прагматические военные реформы, которые укрепят ее позиции в войне на востоке. Основные боевые танки типа Т-84 и Т-80 мало подходят для этого конфликта, потому что боевые действия в нем разворачиваются в городских условиях. Но есть четкая оперативная логика в замене огромного и устаревшего украинского парка БМП-2 в количестве 800 единиц на модернизированные тяжелые боевые машины пехоты, которых Украине понадобится гораздо меньше. Украина предпринимает шаги в этом направлении, готовясь принять на вооружение БМП-1УМД. Это модернизированный вариант советской БМП-1 с цифровой системой управления огнем, двигателем немецкого производства и обновленным вооружением. Кроме того, более мощная сеть РЛС контрбатарейной борьбы и современные транспортные средства смогут ослабить воздействие артиллерийских ударов сепаратистов.
Предстоящие поставки боевой техники и оружия должны в большей степени соответствовать потребностям украинских вооруженных сил, если мы хотим, чтобы они помогали решать практические задачи, а не простаивали, как ПТРК, которые могут никогда не увидеть поле боя.