Недавно созданное украинское правительство остается однозначно прореформенным и продолжает курс последних пяти лет, за которые Украина успела проделать огромную работу. Кроме того, заметно стремление скоординировать действия европейских органов и новых украинских элит. Это подтвердил визит вице-премьера нового правительства по европейской и евроатлантической интеграции Дмитрия Кулебы в Брюссель.
Новый президент Украины — очень своеобразный политический игрок, а в украинскую Верховную раду пришло немало новичков. Тем не менее перемены в Киеве стоит расценивать как уникальную возможность. Украинцы дали понять: они хотят, чтобы их страна менялась еще более высокими темпами. Чешская Республика, как и остальные страны Европейского Союза, могут в этом помочь Украине и поспособствовать процветанию, стабильности и жизнестойкости одного из своих важных международных партнеров.
Если взглянуть на события в широком контексте, то становится понятно, что за последние месяцы в украинской политике произошло нечто очень важное. Впервые за 28 лет независимой Украины одна политическая сила, центром которой является новый президент Владимир Зеленский и его партия «Слуга народа», сумела получить парламентское большинство (правда, не конституционное). Также после июльских выборов в Верховной раде сменилось более 70% депутатов. Таким образом, де-факто существующая президентско-парламентская система сместилась в сторону президентской.
Это влечет за собой и отказ от прежних устоявшихся порядков, и смену элит, что так приветствуют некоторые аналитики. Правда, нельзя забывать и о значительной неопытности и неосведомленности новых руководителей о ходе реформ и процессах, на что обращают внимание другие эксперты. Таким образом, все зависит от того, как мы видим украинский политический «стакан»: либо он на половину пуст, либо на половину полон. Эта неопределенность сохранялась на протяжении первых ста дней Владимира Зеленского на посту президента и, по всей видимости, останется ввиду прихода нового правительства и начала законодательного процесса под руководством людей Зеленского.
Чешские задачи
Какие выводы из сложившейся ситуации следует сделать нам, то есть Чешской Республике? Прежде всего, даже по прошествии пяти лет после революции достоинства и начала конфликта с Российской Федерацией мы не должны терять веры в Украину. Напротив. Важно, чтобы чешское правительство как можно скорее наладило отношения с новым украинским кабинетом Алексея Гончарука. С точки зрения реформенного процесса представляется великолепная возможность, в том числе при участии Чехии, продвинуть вперед те процессы, которые во время прошлого срока властных полномочий из-за политической нестабильности, коррупции и клиентелизма тормозились или просто остановились.
Чешская сторона должна приветствовать все эти изменения и поддерживать, делясь своими ноу-хау и собственным опытом трансформации, а также инвестиционными и производственными ресурсами. Кроме того, Чешская Республика может интересным образом поспособствовать завершению реформы в области децентрализации и формировании местных органов власти, к которой уже давно имеет отношение. Мы также можем внести свой вклад в реформу юстиции и эффективно воспользоваться чешским председательством в Конференции европейских конституционных судов, которую до 2020 года возглавляет Павел Рихетский. Что касается реформ, то в этой сфере, несомненно, есть целый ряд возможностей, чтобы чешские власти проявили большую активность.
Во-вторых (это особенно важно, если оценивать последние события на Украине с определенным скепсисом), чешская дипломатия может оказать более уверенную поддержку некоммерческому сектору и независимым СМИ, этим своеобразным сторожам демократии. Представители украинского гражданского общества и оппозиции уже сегодня сетуют, что некоторые изменения происходят слишком быстро и что они недостаточно обсуждались и парламентом, и украинским обществом. Сторонники изменений опасаются, что скоро возможности для их реализации могут быть существенно ограничены. Администрация Зеленского также готовит несколько предложений о поправках к украинской конституции, на что нам стоит обратить особое внимание. В случае реального злоупотребления властью в высших эшелонах чешская и европейская дипломатия могли бы предостеречь своих коллег в Киеве.
Важно понимать, что давление на Зеленского оказывается не только во внутренней политике, но и в обществе, которое требует от него реальных изменений порядков (и уровня жизни). Кроме того, на Зеленского давят международные кредиторы и спонсоры во главе с Европейским Союзом и Международным валютным фондом. Именно это, наряду с давлением со стороны гражданского общество, должно стать гарантией демократии и предотвратить злоупотребление властью новыми «слугами народа».
Новая российская политика на тех же условиях
Наконец, чешской стороне следует правильно оценивать события последних недель, связанные с Российской Федерацией. Разумеется, слишком рано говорить о какой бы то ни было нормализации или изменениях в отношении Запада (и Чехии) к путинской России и санкционному механизму. Причины санкций, то есть аннексия Крыма и российская агрессия на востоке Украины, никуда не делись, и даже недавний обмен заключенными между Россией и Украиной не дает надежд на то, что хоть что-то в ближайшее время фундаментально изменится.
Конечно, чешская дипломатия должна настаивать на окончательном решении конфликта на Донбассе в соответствии с минскими мирными договоренностями. Но есть грань, через которую мы просто не можем переступить даже во имя прекращения военного конфликта. Речь идет, например, о проведении выборов на оккупированных так называемыми сепаратистами территориях перед передачей контроля над украинской, признанной в мире границей в руки Украины (так называемая формула Штайнмайера). На практике это невозможно без комплексного решения проблемы временно оккупированных территорий. Здесь Запад и Евросоюз должны остаться едины и продолжать давить на Россию вплоть до полного урегулирования ситуации на востоке Украины и возвращения Крыма обратно в ее состав.
Есть и другие сферы, где чешская сторона может проявить активность. Это, несомненно, сфера безопасности и обороноспособности Украины. Украинская армия по-прежнему нуждается в оснащении и стандартах, которые были бы сопоставимы с западными армиями стран НАТО, а также в образовании в области гибридных угроз. Украинские солдаты и ветераны нуждаются в качественной медицинской и реабилитационной помощи. И Чехия может использовать тут свой положительный опыт, накопленный в рамках программы MEDEVAC. Нет сомнений, что интересам чешской безопасности соответствовало бы и налаживание диалога и координации между армиями двух наших стран, а также и укрепление обороноспособности Украины вообще. Ей в этой сфере есть что предложить, ведь уже шестой год подряд она противостоит вооруженной российской агрессии и российским ударам с применением современных технологий.
Сегодня сразу по нескольким выше описанным причинам Украина стоит на распутье. Сейчас у нас есть возможность повлиять на ее дальнейшее позитивное развитие, если мы активнее включимся в ее реформенный процесс, поддержим ее интеграцию с Европейским Союзом и НАТО, а также поможем справиться с конфликтом на Восточной Украине. Стратегически правильно было бы связать повестку Договора об ассоциации с ЕС с внутренними реформенными процессами в этой стране. Конечно, кто-то скажет, что вызовов тут больше, чем возможностей, но в интересах Чехии (и Запада вообще) — помочь Украине выстроить сильное демократическое, экономически развитое и стабильное государство, чье общество вполне устойчиво к угрозам, которые исходят от его восточного соседа. Ведь именно это принесет и нам, и всей Европе максимум пользы.