Население в секторе Газа привыкло к контрастам: есть события как радостные, так и печальные. Однако в последний период на первый план выходит другой контраст — расширение круга состоятельных палестинцев, которые стали во главе коммерческого сектора и закрепились у власти.
По данным Палестинского центрального бюро статистики (PCBS), уровень безработицы в Газе в прошлом году достиг 52%, а уровень бедности превысил 80%, однако эти цифры не отражают всей картины. В Газе есть те, кто использовал свое влияние, чтобы аккумулировать в руках огромные богатства, и со временем стал представлять буржуазию. Это привело к возникновению большой пропасти между слоями общества и сильно повлияло на образ жизни людей.
Туннель для контрабанды — ворота изобилия
54-летняя Ум Ахмед, чьей семье принадлежит вилла и большой участок в Рафахе, рассказала: «Каждый день мне нужны различные товары и продукты, которые продаются в магазинах в центре Газы». Как пояснила женщина: она платит водителю около 20 долларов, который привозит все необходимое, тогда как цена покупок в большинстве случаев превышает 50 долларов.
У Ум Ахмед трое сыновей и две дочери в возрасте от 18 до 32 лет. У четырех из них есть личные автомобили, и каждый раз по приезду в Газу они меняют их на новые более современные модели. Кроме того, время от времени они проводят отпуск в арабских и европейских странах.
Женщина не спешит выдавать дочерей замуж, поскольку пока к ним сватаются выходцы из более низких слоёв общества — бедные, которые, по её словам, не способны удовлетворить жизненные потребности семьи.
«Если говорить о материальном достатке, то до 2005 года у нас были хорошие доходы, мой муж торговал продуктами питания, но мы не были богачами. Все изменилось с тех пор, как мы начали работать с туннелями между Газой и Египтом», — объясняет Ум Ахмед.
Ее супруг был одним из первых бизнесменов, которые занялись контрабандой товаров через туннели. С самого начала он контролировал торговлю электронных приборов и различных устройств на местном рынке. В какой-то момент его ежедневный доход достиг 30 тысяч долларов.
По словам Ум Ахмед, благодаря такой деятельности, которая первоначально не контролировалась правительством ХАМАС, за короткий промежуток времени семья стала обладательницей огромного состояния. Его хватит, чтобы ещё несколько десятилетий жить роскошной жизнью.
«Регулярно, каждые три года, мы меняем мебель в доме. Это обходится нам в 50 тысяч долларов. Также мы наняли четырех работников, общая месячная зарплата которых составляет 1400 долларов», — рассказала женщина.
Другая семья из Газы также заработала огромные деньги на торговле контрабандными товарами. «Образ нашей жизни сильно изменился с появлением денег. Например, раньше я выходила на улицу как девушка из консервативной семьи, а сейчас все по-другому. Теперь я стараюсь вести себя особым образом, так, как полагается представителю высших слоев общества», — признается 24-летняя Маляк, одна из дочерей в этой семье.
Большая часть вещей Маляк — это одежда известных мировых брендов, которые девушка заказывает через Интернет.
После ужесточения израильской блокады количество контрабандных туннелей между Газой и Египтом увеличилось в разы. Первоначально по ним перевозили продовольственные товары и бытовую технику, сейчас они являются важнейшим источником поставок всех необходимых населению товаров.
Позднее этой возможностью воспользовались торговцы оружием и наркотиками, что в последние годы привело к увеличению числа богачей. В 2016 году местная газета Аль-Хадас (Al-Hadath) подсчитала, что число миллионеров в Газе составляет около 9 тысяч человек.
Подробности другой жизни
Ияд Ясин (вымышленное имя) изучал дипломатию и международные отношения в итальянском университете. Он поведал изданию, что большинство членов его семьи уже много лет известны в Газе как владельцы недвижимости. Что касается его повседневного графика, то днем он работает в частной компании своего отца, а по вечерам в сопровождении жены и друзей ведет светский образ жизни, посещает развлекательные мероприятия и дорогие рестораны.
Время от времени, как выразился Ияд, ему хочется поднять себе настроение, и для этого он пересекает контрольно-пропускной пункт в Рафахе, за что каждый раз платит около 2 тысячи долларов.
Стоимость свадьбы Ияда, состоявшаяся четыре года назад, составила около 100 тысяч долларов. На праздник собралось приблизительно тысяча человек, развлекали гостей приглашенные местные артисты. Вдобавок ко всему, он обставил свой дом новейшими моделями техники и привез антиквариат из-за рубежа.
«Часть нашего состояния мой отец и братья унаследовали от деда, который в прошлом веке был крупным предпринимателем на оккупированной палестинской территории. Он заработал свои деньги благодаря ряду проектов внутри и за пределами Палестины».
Ияда не очень заботит мнение общества, хотя он давно понял, что к нему всегда будет пристальное внимание из-за огромного состояния и возможности вести образ жизни, который сильно отличается от жизни других людей в Газе. По его словам, он чётко обозначил личные границы, и все его друзья принадлежат одному классу.
В этом году молодой человек устроил вечеринку по случаю дня рождения своей 23-летней жены в роскошном отеле на берегу моря в Газе, в которой приняли участие около 60 членов семьи и близких друзей. За мероприятие он заплатил приличную сумму, более 3 тысяч долларов.
«Его счет за ужин равен моему ежемесячному доходу»
Нихад Аюб, работавший официантом во многих ресторанах и отелях сектора, часто посещаемых местными богачами, рассказал о некоторых излишествах, которые лично наблюдал во время своей работы. Например, один из них каждое утро посещает ресторан, чтобы выпить кофе стоимостью 30 долларов.
«Многие состоятельные люди ходят в рестораны небольшими группами и бронируют столики на обед или ужин. Счет может достичь 300 долларов, что равно сумме, которую я получаю за работу в месяц», — поделился Нихад.
Однажды Нихад услышал разговор одной девушки, которая сказала, что тратит около тысячи долларов в месяц на кормление и уход за своими домашними животными, в том числе за наблюдение питомцев ветеринаром.
Также, по словам Нихад, одному из посетителей ресторана, сидевшему в кругу друзей, по телефону сообщили о заключении коммерческой сделки, после чего он вынул из кармана 700 долларов и отдал персоналу ресторана в качестве чаевых.
Айман Наэль работает курьером на мотоцикле. Он также поделился опытом общения с представителями высшего общества: «Однажды я сидел и ждал звонка от клиентов. Мне позвонили и попросили заехать в магазин мобильных телефонов и забрать недавно поступивший iPhone, который стоил 1200 долларов».
По его словам, через месяц тот же клиент попросил его ещё раз заехать в магазин, чтобы привести ему очередную модель телефона. Выяснилось, что он обновляет его постоянно.
Лидеры тоже в списке богатых
Богатейшие люди в секторе Газа — это не только большие семейства, владеющие землей и недвижимостью, или дети предпринимателей, разбогатевших на блокаде Израиля и контрабанде через туннели. Этот список постоянно расширяется. К нему присоединяются другие категории населения, в том числе сотрудники международных учреждений, работающих в секторе. Политические и военные лидеры, использовавшие в личных интересах должностные полномочия в правительстве, тоже заработали немалые деньги.
По словам молодого человека, в распоряжении чиновника пять новейших автомобилей для самых различных целей. Кроме того, он нанял персонал, чтобы следить за делами своих детей и подробностями их повседневной жизни. Также ему принадлежат несколько домов, а в последние годы он расширил свое влияние, купив большие земельные участки в различных районах сектора Газа.
Как вспоминает его бывший помощник, чиновник патронирует ряд благотворительных ассоциаций, туристических и сельскохозяйственных проектов, и может похвастаться организацией большого числа банкетов, которые проводятся еженедельно. Расходы таковы, что на эти деньги можно обеспечить десятки бедных семей всем необходимым на долгие годы.
Примечательно, что в отчете вышеупомянутой местной газеты, посвященном богатейшим жителям Палестины, значатся имена некоторых политических лидеров, таких как Исмаил Хания, Халед Машаль, Айман Таха, бывший министр Алаа аль-Арадж и сын президента Палестины Тарик Аббас.