В Варшаве вторую неделю подряд продолжается ежегодное совещание ОБСЕ по обзору выполнения обязательств государств-участников в области прав человека и основополагающих свобод, верховенства права, демократии, толерантности и недискриминации. Участие в мероприятии принимают официальные делегации 57 стран организации, в том числе и Украины, а также представители общественного сектора.
В кулуарах форума на вопросы собственного корреспондента Укринформа согласился ответить участник совещания — Постоянный представитель президента Украины в Автономной Республике Крым Антон Кориневич.
Позиция Украины на международных площадках в деле России должна быть проактивной
— Антон, на этом совещании можно наблюдать засилье разных активистов, которые приехали из РФ, а также из оккупированного Крыма, которые в один голос говорят не о проблемах России, а о том, как там хорошо, что Крым российский, и что нужно обращать внимание на нарушения прав и свобод на Украине. Фактически это люди, которые полностью управляются российскими властями. Должна ли ОБСЕ как-то регулировать количество и «качество» участников на такого рода международных площадках?
— Формат ежегодного совещания по человеческому измерению ОБСЕ именно такой, что предусматривает саморегистрацию неправительственных организаций. Члены любой организации могут сюда приехать: зарегистрироваться, оплатить свою поездку и брать участие в заседаниях. Это такой максимально демократичный и либеральный подход, который дает возможность многим представителям общественности попасть на это совещание и на все мероприятия, которые происходят в его рамках. Соответственно, это также несет определенную угрозу, ведь здесь действительно есть организации, которые заведомо имеют определенную политическую позицию, педалируют ее, рассказывая из года в год о том, как хорошо в России и плохо на Украине. Это такая площадка. Украине надо принимать активное участие в таких мероприятиях, ведь надо отвечать на эти утверждения, вызовы и угрозы. Поэтому позиция украинской делегации должна быть активной, и ее должны здесь услышать.
Несмотря на то, что пророссийских организаций абсолютное большинство среди всех, кто приехал в Варшаву (по крайней мере, так это ощущается), работа ОБСЕ базируется на своих принципах, которые были изложены еще в 1975 году Хельсинским совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. Эти принципы — это защита территориальной целостности, нерушимость государственных границ, суверенное равенство государств. Поэтому, с одной стороны это совещание может быть хорошей картинкой для российских СМИ, площадкой для российских политиков или активистов. Но с другой, ОБСЕ все равно не признает изменение статуса Крыма, ведь Крым — украинская территория на основе принципов, на которых была создана и функционирует эта организация.
— Что может дать России эта тактика, назовем так — «массированной бомбардировки» ОБСЕ меседжами, по сути, фейковых активистов проправительственных организаций? И как можно предотвратить распространение этих лживых тезисов?
— Россияне просто используют площадки, на которых они могут позволить себе участие таких активистов. Ежегодное совещание ОБСЕ предоставляет такую возможность. С точки зрения их политики, наверное, это правильно — найти одну из немногих площадок, на которой можно говорить о каких-то вещах относительно Крыма, поскольку мы понимаем, что все вопросы относительно Крыма на международной арене может поднимать только Украина. Но Украина прекрасно понимает эти угрозы и вызовы, природу Варшавского ежегодного совещания по человеческому измерению. Поэтому мы абсолютно не дадим этим российским фейкам и неправдивым историям влиять на точку зрения государств и международных организаций.
Любая попытка изменения названия Крыма абсолютно неправомерна
— Во время своего выступления на этом совещании ОБСЕ Уполномоченная Верховной Рады Украины по правам человека Людмила Денисова подчеркнула, что в России и оккупированном Крыму находится еще 113 украинских политзаключенных, из которых 89 — это крымские татары. Что Украина сегодня может сделать, чтобы ускорить процесс их освобождения и возвращения этих людей на Украину?
— Я думаю, что пример освобождения 7 сентября 35-ти граждан Украины, которым занималась команда из офиса президента, четко показал, что президент может ставить такие задачи, а команда офиса президента может их решать. Да, больше 100 наших граждан в плену, большинство из которых — крымские татары. Многие из них — это фигуранты фейковых дел по «Хизб ут-Тахрир» (запрещенная в РФ террористическая организация — прим. ред.) и других дел, связанных с так называемым экстремизмом или терроризмом. Украина уделяет внимание этому вопросу. Президент четко отметил, что для него жизнь человека, гражданина Украины — наивысшая ценность. Поэтому Украина работает в этом направлении.
— Недавно представители оккупационной власти Крыма, в частности так называемый постпред президента России в Крыму Георгий Мурадов, заявили о том, что вторым официальным названием Крыма должна быть Таврида. Крымские татары считают это опасным явлением, поскольку оно может привести к их дальнейшей маргинализации в Крыму и даже стать началом пути к отмене санкций против России. Как Вы оцениваете, какова угроза от таких инициатив России?
— Мы слышали много от оккупационной власти, например то, что Северо-Крымский канал, согласно международному праву, должен иметь статус международного. Это абсолютная чушь, ведь это инфраструктурная единица Украины, так же как, например, трасса Киев-Одесса. Теперь мы видим, что они переходят к новому этапу информационных мероприятий, что, мол, Крым надо переименовать, потому что есть другая часть — там когда-то были древнегреческие города-полисы. Безусловно, мы с уважением относимся к греческой части истории Крыма. Но любая попытка изменения названия Крыма является абсолютно неправомерным действием оккупационной власти.
Во-первых, Крым называется так в Конституции Украины. Согласно этому, именно как автономную республику Крым его знает международное право. Все документы и резолюции международных организаций подтверждают территориальную целостность Украины и то, что Автономная Республика Крым является частью территории Украины. Все эти предложения не имеют ничего общего с реальностью. Это касается напрямую и официального названия полуострова.
Что касается обхода санкций из-за возможного изменения названия полуострова — я не думаю, что это реально, поскольку в мире все понимают, что мы говорим об Автономной Республике Крым, которая входит в состав Украины. И санкции международным сообществом введены против России за то, что она является оккупантом украинской территории и временно осуществляет контроль над ней.
— Россия после завершения строительства крымского моста блокирует судоходство через пролив. По данным экспертов, ухудшилась экологическая ситуация в акватории Черного и Азовского морей. Все это вместе несет с собой много различных угроз. Есть такая инициатива, чтобы СММ ОБСЕ, которая имеет мандат мониторинга на всю территорию Украины, осуществляла это также и в Крыму. Каковы шансы на то, чтобы СММ могла мониторить ситуацию хотя бы в акватории Черного и Азовского морей?
— Безусловно, механизмы международных мониторинговых миссий должны распространяться на всю территорию Украины. В частности, деятельность СММ ОБСЕ и международной мониторинговой миссии ООН по правам человека должны распространяться и на территорию Автономной Республики Крым и города Севастополь. То есть, Российская Федерация в конце концов как государство-оккупант должна впустить их туда согласно украинскому законодательству — через украинские пункты контроля въезда и выезда на полуостров — и эти организации должны полноценно работать в Крыму.
Распространение мандата и деятельности международных миссий в Азовском море — это вопрос, который надо обсуждать, и надо подумать — каким образом это можно сделать.
Свидетельства милитаризации Крыма будут фактором усиления санкционного режима против России
— Украинская «Госгидрография» несколько дней назад сообщила о необходимости инициирования переговоров относительно разграничения морских границ между Украиной и Россией. Это вообще возможно в нынешних условиях?
— Мы будем встречаться с представителями «Госгидрографии» в ближайшее время и будем обсуждать этот вопрос. Сегодня статус Азовского моря определен соответствующим двусторонним соглашением Украины и России. Этот тезис интересен для обсуждения и надо подумать, как дальше действовать в этом направлении.
— Как можно бороться на международной арене с милитаризацией Крыма Россией?
— Украина постоянно информирует о том, что Крым — очень серьезная точка на карте для милитаризации и Российская Федерация очень серьезно это использует. В Крыму есть места, где можно хранить ядерное оружие. В Крыму уже дислоцируются военные корабли, которые могут нести ракеты на дальность более 2 тыс. км. В Крыму уже есть береговые ракетные комплексы «Бал», «Бастион», рассматривается вопрос создания отдельной бригады «Искандеров».
Даже без использования морских средств — военных кораблей, только наземными ракетными комплексами Россия может простреливать все морское пространство региона и попадать в цель. Теоретически, это могут быть цели и на территории стран НАТО и ЕС. То есть Крым в той или иной степени обеспечивает России контроль над всем Азово-Черноморским регионом. Можно также вспомнить о российских ракетах «Калибр», которые запускались с Каспийского моря и попадали в цели на территории Сирии.
Украина собирает и документирует эту информацию. Много западных государств говорили, что факты и свидетельства об усилении милитаризации крымского полуострова будут фактором усиления санкционного режима. Все страны региона принимают это во внимание и понимают, к каким потенциальным угрозам это может привести.