Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Расстроенные и несогласные: как актеры «Игры престолов» на самом деле относятся к финальному сезону (The Telegraph, Великобритания)

© Фото : Bighead Littlehead / HBO (2011 – ...)Кадр из сериала «Игра престолов»
Кадр из сериала «Игра престолов»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Возражали ли актеры, узнав, что их персонаж в «Игре престолов» должен погибнуть? Продюсер сериала рассказал неизвестные ранее подробности о том, как разные актеры относились к финальному сезону. Однако невозможно сказать, как все будет восприниматься через 10 лет, добавляет автор.

В начале марта 2015 года, незадолго до начала пятого сезона «Игры престолов» (Game of Thrones), Дэвид Бениофф (David Benioff) (сценарист и продюсер сериала — прим.ред.) сидел за столом в зале для дебатов (которому 200 лет) дискуссионного общества «Оксфордский союз», пытаясь сдержать улыбку. 

Рядом с ним сидели звезды Кит Харингтон (Kit Harington) сыгравший Джона Сноу, и исполнитель роли Сэмвелла Тарли Джон Брэдли (John Bradley), а также коллега-шоураннер Д.Б. Уайсс (DB Weiss). Они были на сцене уже больше часа, обсуждая сериал и отвечая на вопросы из зала. Теперь, с запозданием, женщина сидевшая близко к сцене, спросила, возражали ли актеры, узнав, что их персонаж в «Игре престолов» должен погибнуть. 

«Перед тем, как раздавать сценарии,… мы звоним по телефону, — ответил Бениоф, улыбаясь. — Обычно люди очень благосклонны. В этом году нам впервые высказали какое-то несогласие. „Вы уверены?″. И мы ответили: „Да,… мы совершенно уверены, что ты в этом году умрешь″. Был долгий разговор, и мы [получили] длинное письмо, объясняющее, что мы зря так решили. И это лишь усилило наше желание „убить″ этого человека».

Бениофф пытался не рассмеяться. Но он явно испытывал удовольствие. Он не назвал, кто из актеров был так недоволен. Позже выяснилось, что это был ветеран — актер из Белфаста Иэн Макэлхинни (Ian McElhinney), который был очень расстроен, узнав, что его персонаж, сир Барристан Селми, должен был умереть в неожиданной кровавой схватке. 

Его недовольство было вызвано не только профессиональными амбициями или карьеризмом. Макэлхинни хорошо зарекомендовал себя в театре и в кино и не испытывал недостатка в ролях (в настоящее время он играет невозмутимого дедушку в сериале «Девчонки из Дерри» на Четвертом канале). Его чувства задело то, что в романах Джорджа Р. Р. Мартина (George RR Martin), поклонником которых он является, сир Барристан вполне себе живой и находится рядом со своей королевой, Дейенерис Таргариен. 

«Я привел несколько своих доводов в пользу того, что, на мой взгляд, Барристан важен в истории Дейенерис, достаточно важен, чтобы остаться в сюжете о Дейенерис, но этого не произошло», — сказал Макэлхинни в интервью изданию «Хаффингтон Пост» (The Huffington Post). 

«Это доказывает, что вам, наверное, не следует читать эти книги. Я эти книги читал, — сказал он в другом интервью. — Поэтому я думал, что в этом сезоне я буду больше занят, и я с большим нетерпением ждал этого. А потом я получил от моего агента сроки моего контракта и подумал: „Они не совпадают″».

В то время считалось, что «Игра престолов» станет самым популярным телесериалом в мире. Возражения Макэлхинни, а также насмешливые замечания Бениоффа в «Оксфордском союзе» с легкостью были забыты (а вот что касается Джорджа Р. Р. Мартина, он опроверг недавнее заявление Макэлхинни о том, что последние два тома «Песни Льда и Пламени» ужа готовы, но не публикуются до завершения сериала). 

Но теперь, когда зрители поражены неудачным, по общему мнению, заключительным сезоном, его возражения становятся чем-то вроде того, в чем Бениофф и Уайсс, по-видимому, не очень-то разбираются: предзнаменованием. 

И когда актеры вновь собрались вместе в Лос-Анджелесе на церемонии вручения премии «Эмми-2019», они тоже не сияли от гордости. Гвендолин Кристи (Gwendoline Christie) номинировала себя на звание лучшей актрисы второго плана и получила самые громкие аплодисменты. Но были ли одобрительные возгласы отчасти адресованы телеканалу «Эйч-Би-Оу» (HBO), который отказался выдвинуть ее на эту премию, заставив Кристи сделать это самостоятельно? В любом случае она и другие прошедшие в финал звезды «Игры престолов» — Лена Хиди (Lena Headey), Софи Тернер (Sophie Turner) и Мэйси Уильямс (Maisie Williams) проиграли Джулии Гарнер (Julia Garner), сыгравшей в сериале «Озарк» (Ozark). 

Не наблюдалось особого энтузиазма и тогда, когда на сцену вышли 10 актеров, чтобы выступить с кратким прощальным словом — разве что за исключением реакции на появление Айзека Хемпстед-Райта (Isaac Hempstead Wright), Короля, Который, Оказывается, Был Нам Нужен. «Как бы мы ни хотели, чтобы сериал продолжался вечно, настал час, когда нам надо уходить, — прочитала с отсутствующим взглядом Мэйси Уильямс слова из телесуфлера. — Сегодня вечером у нас есть возможность еще раз поблагодарить всех тех, кто смотрел сериал». Реакцию на эти слова, лучше всего назвать «самыми вялыми вежливыми аплодисментами некоторых присутствовавших в зале». 

На последовавшей пресс-конференции царили сдержанность и тишина. Какие-то приятные слова об «Игре престолов» пробормотали Алфи Аллен (Alfie Allen) и Кит Харингтон (Kit Harington), несмотря на то, что их телодвижения и мимика говорили о том, что они предпочли бы быть где-то в другом месте. Даже Бениофф и Уайсс не выражали особого восторга. «Не нам решать, что люди думают о сериале, — сказал Уайсс. — Мы надеемся, что он продержится долго… На самом деле невозможно сказать, как все будет восприниматься через 10 лет». Это был не совсем тот триумфальный момент, когда чувствуешь себя «властелином мира».

На церемонии вручения «Эмми» приходилось читать между строк. Гораздо более откровенную оценку «Игры престолов» дал Александр Сиддиг (Alexander Siddig), известный по роли доктора Джулиана Башира в сериале «Звездный путь: Глубокий космос 9» (Star Trek: Deep Space Nine), который дал агрессивное «прощальное интервью» после ухода из Вестероса. Это было после того, как его персонаж, правитель Дорна Доран Мартелл, был внезапно уничтожен после возвращения в начале шестого сезона.

«Фанаты были очень взбудоражены, когда узнали, что я буду в сериале, и все радовались: „Боже, да, Доран Мартелл. Он будет великим, как Доран Мартелл″», — сказал Сиддиг в интервью на официальной странице сериала startrek.com

«Это, наверное, все и испортило. Может, они не хотели, чтобы этому персонажу уделялось так много внимания. Может, они подумали: „Ну, давайте покажем, что мы хотим отклониться от сюжета книги. Мы хотим сделать что-то другое, и это будет нашим первым примером". А может, я просто облажался. Может, я сказал что-то не то или не тому». 

Как и в случае с Макэлхинни, в то время это воспринималось так, будто недовольный актер распускает сплетни, роется в грязном белье. Но теперь, три года спустя, когда «Игра престолов» бесславно подошла к концу, становится ясно, что даже у более известных актеров есть вопросы по поводу того, как Бениофф и Уайсс направляли сюжет сериала с тех пор, как им стало не хватать материала для экранизации.

«Я бы сказала, что хотела лучшей смерти», — призналась в июне в интервью изданию «Обсервер» (The Observer) Лена Хиди, она же Серсея Ланнистер. Она имела в виду не впечатляющую кончину самой восхитительной злодейки «Игры престолов». Она была фактически раздавлена под Королевской Гаванью в объятиях своего вернувшегося любовника/брата-близнеца Джейми, когда Дейенерис превратилась в Безумную Королеву. Речь шла о мимолетном, формальном прощании, во время которого не чувствовалось, что в предыдущие сезоны Серсея и Джейми вместе прошли путь зарождения и взлета чувств. 

«Естественно, ты думаешь о своей смерти, — уточнила Хиди. — Можно присутствовать в этом сериале в любом „виде″. Так что я была, в общем-то, разочарована. Но я думаю, что они просто не могли угодить всем. Независимо от того, что они сделали, я думаю, что должен был произойти какой-то большой спад после подъема». Она намекнула, что может все это высказать Бениоффу и Уайссу, когда-нибудь во время «дружеской попойки». Пожалуйста, Лена, можно и нам с вами? 

«Я из-за всего этого ночами не сплю, да, правда, — сказал журналистам на красной дорожке Кит Харингтон во время европейской премьеры «Игры престолов» в Белфасте. — Последние две ночи я спал очень плохо, потому что я просто все время беспокоюсь».

Красная дорожка — это место, куда актеры приходят, чтобы улыбаться и говорить ничего не значащие слова. Но Харингтон был искренне обеспокоен тем, в каком направлении пошли Бениофф и Уайсс.

«Я действительно беспокоюсь, и здесь многое сказывается. Я очень надеюсь, что мы сделали нечто такое, что понравится большинству людей, которые смотрят этот сериал — хотя всем угодить невозможно. Поэтому я нервничаю, но я взволнован из-за того, что люди это увидят».

Учитывая, что остался только один эпизод, его опасения, безусловно, оправданы. Образ Джона Сноу, по сути, был написан из его собственной истории. Бастард из Винтерфелла был создан как воскресший воин, которому суждено было сразиться с Королем Ночи. Но затем появилась хитрая и дерзкая Арья Старк и сделала это вместо него (поскольку Джон забился на переднем дворе, прячась от дракона).

Против сцены, в которой Арья убивает Короля Ночи, возражала даже играющая ее актриса, Мэйси Уильямс. «Я сразу подумала, что все это возненавидят, и что Арья этого не заслуживает, — говорит Уильямс, хотя в конечном итоге она пришла к выводу, что поворот событий, нарушающий все ожидания, является примером того, что создателям «Игры престолов» удается лучше всего. 

«В любом сериале самое сложное — это когда создаешь образ злодея, которого невозможно победить, а затем побеждаешь его. Это надо делать по-умному, грамотно, потому что иначе люди скажут что-то вроде: „Ну, [злодей] не может быть таким уж плохим, если приходит какая-то девчонка весом 45 килограмм и молотит его". Надо сделать это красиво. А потом я сказала своему парню, и он такой говорит: „Ну, Джон должен быть…, хотя, вообще-то, разве должен?"».

Неожиданный поворот с Арьей, конечно же, мелочь по сравнению с тем, как создатели «Игры престолов» «потянули ручной тормоз» с Дейенерис Таргариен (Эмилия Кларк). В самом последнем эпизоде она стала совсем «Безумной Королевой», доведенной до катастрофического неистовства… звоном колоколов. 

Кларк, будучи одной из самых больших звезд «Игры престолов», никогда публично не критиковал Бениоффа и Уайсса. Но, как и в случае с Харингтоном, ее, вне всякого сомнения, беспокоит то, какой путь, прошла сага. 

«Я просто обалдела, — сказала она в интервью журналу „Вэнити Фэр″ (Vanity Fair), когда ее спросили о резком изменении образа Дейенерис в восьмом сезоне. — Зная, что у кого-то ощущение того, кто есть Дейенерис на самом деле, останется надолго…». 

Она также дала очень странное интервью на красной дорожке во время вечеринки, устроенной телеканалом «Эйч-Би-Оу» в сентябре прошлого года по поводу вручения «Эмми». Теперь о нем снова заговорили, когда недовольство восьмым сезоном сериала распространяется, подобно огню из пасти дракона, полыхающему на средневековом горизонте.

«Лучший сезон за все время, — сказала Кларк, при этом слишком прищурив глаза и произнося слова слишком резким, пронзительным голосом. Может, она пыталась сказать нам, что на самом деле это будет наихудший сезон в истории? Подобная неоднозначность была замечена и в интервью на камеру, в котором Питер Динклейдж (Peter Dinklage), сыгравший Тириона Ланнистера, голосом, не выдающим никаких эмоций, заявил: «На телевидении нет лучших сценаристов, чем Дэн Уайсс и Дэвид Бениофф».

«И вам, люди, никуда от этого не деться, разбираться придется вам», — добавил он. Слова его прозвучали не как рекомендация, а как предостережение.

Не столь звездные актеры имеют возможность говорить более свободно. Конлет Хилл (Conleth Hill) после того, как его персонажа, Вариса, предпринявшего на этой неделе неуклюжую попытку предать Дейенерис, испепелил дракон Дрогон, не сдержался.

«[Значимость Вариса] в каком-то смысле сошла на нет, когда мы закрыли глаза на книги [Джорджа Р. Р. Мартина], — сказал он. — Этот особый, „узкоспециальный″ интерес к чудакам уже не давал таких результатов, как раньше. В прошлом сезоне и в этом сезоне были отличные сцены, а затем я пришел и в конце этих сезонов как бы дал „прогноз погоды″ — „фильм в 11″. Вот я и подумал, что он теряет свою квалификацию». 

«Если он был таким умным человеком и обладал такими ресурсами, то почему же он ничего не понял? Это еще больше меня расстроило».

Другая недавно «ушедшая» по сюжету звезда, Натали Эммануэль (Nathalie Emmanuel), игравшая Миссандею, также выразила сомнения по поводу того, как с ней обошлись на экране. «Я очень хотела, чтобы у меня было больше времени или сцен в этом сезоне, возможно, с Дейенерис или даже с Серсеей, сцен, где, прежде чем она умрет, мы увидели бы, какая она великолепная», — сказала она. 

«Я считаю, что это могло бы немного облегчить людям грусть и боль, и укрепить дружбу, которая была между ней и Дени, потому что мы в течение нескольких сезонов действительно ничего не видели. Но я думаю, что она так горячо предана Дени, и мне кажется, что она была бы предана ей до самого горького конца, и в некотором смысле это Миссандее подходит».

Актеры заметили и то, что, поскольку Бениофф и Уайсс отказались от материала Мартина, сериал стало больше зависеть от зрелищной составляющей. 

«Изменение персонажа?— выпалил Джо Демпси (Joe Dempsey), исполнитель роли Джендри, когда его спросили о резком изменении характера незаконного наследника короля Роберта в седьмом сезоне. — Нет,…[это все] сюжет,… мне, вообще-то, надо заткнуться».

Еще один намек на недовольство прозвучал из уст Николая Костера-Вальдау (Nikolaj Coster-Waldau) или Джейме Ланнистера. События в более поздних сезонах сериала развивались все более головокружительными темпами — и для медленного повествования, которое было отличительной чертой первых сезонов сериала, возможностей почти не было, сказал он. 

«Мы привыкли, что для того, чтобы добраться до сути дела, у нас есть целый сезон. Теперь вдруг многое происходит очень быстро, — признался он в интервью журналу «Вэнити Фэр» (Vanity Fair). — Есть очень многое, через что явно невозможно пройти на экране, все эти моменты, но ты все равно должен через это пройти мысленно, если ты актер, по крайней мере, говорить об этом. Там было много такого, что позволяло соединить все в единое целое и составить полную картину».

История Джейме завершилась превращением цареубийцы в сердцееда. Он бросил Бриенну Тарт, свою подругу-попутчицу, ставшую любовницей, ради своей сестры-близнеца, злодейки Серсеи. Как призналась Гвендолин Кристи, которая играла Бриенну, ей «трудно понять», почему ее героиня так изменилась, опустившись до уровня слезливой девицы с разбитым сердцем — она плачет, когда Джейме бросает ее.

«У нас у всех есть свои собственные представления о том, как по-нашему, будет меняться персонаж, — сказала она. — Иногда твои представления фиксируются в мозгу, а иногда Дэвид и Дэн пишут что-то такое, что ты и не ожидал».

«Эта героиня оказала большое влияние на мою жизнь и на то, что я думаю о женщинах, о том, как их изображают в СМИ, о том, как к ним относятся в обществе. [Исполнение роли Бриенны] заставило меня усомниться во многих своих убеждениях и нашло отклик в моей душе. Так что было кое-что, чего я не ожидала». 

«Если есть героиня, которая тебе небезразлична, и ты чувствуешь, что она проходит через какой-то ад, ты беспокоишься об этой героине, испытываешь желание защитить ее. Кроме того, в том современном мире, в котором ты живешь, ты знаешь, как другие люди реагируют на эту героиню. И ты испытываешь желание проявлять к ней уважение, а также пробудить ее к жизни». 

Даже очень оскорбленного Эурона Грейджоя — в исполнении датского актера Йохана Филипа Асбека (Johan Philip Asbæk) — похоже, немного оскорбило то, как все изменилось в худшую сторону. Когда поклонник спросил его в «Твиттере» о разнице между двухмерным злым Капитаном Джеком Воробьем из сериала и гораздо более страшным, квази-сверхъестественным Эуроном у Джорджа Р. Р. Мартина, он, судя по всему, согласился с тем, что то, как видит героя автор романа, наверное, было бы лучше. 

«Я знаю, что из-за меня мнения зрителей разделились», — сказал он позже в интервью сайту IndieWire. — Некоторым это нравится. А некоторым — нет».

По мере того, как «Игра престолов» подходит к концу, зрительская реакция становится более бурной. Возможно, в финале сериала будет что-то такое, что послужит оправданием его многочисленных шокирующих поворотов и неожиданностей, подумали мы. Но, как сказал в недавнем интервью Кит Харингтон, когда его попросили подвести итог «Игре престолов», финал «вызывает разочарование,… потрясающим не является,… так, ничего особенного».