Фейсбук принял решение удалить 168 аккаунтов, 149 страниц и 79 групп, координированным образом занимавшихся дезинформацией украинцев. Все они были связаны с украинским PR-агентством «Прагматико», которое вело официальное сотрудничество с политиками разных партий, а также звездами шоу-бизнеса и спорта.
Фейсбук подчеркивает, что администраторы закрытых групп направляли пользователей на популярные украинские сайты, в частности, Znaj.ua и Politeka, которые выглядят, как серьезные информационные сервисы, а при этом активизируют свою активность накануне выборов или важных политических событий, часто публикуя фальшивые новости, позже расходящиеся в социальных сетях. У многих таких ресурсов нет выходных данных, также неизвестно, кто пишет те или иные материалы и использует ли псевдоним. Сайты Znaj.ua и Politeka отмели обвинения Фейсбука, но одновременно признали, что сотрудничали с агентством «Прагматико», которое помогало им повысить популярность в соцсетях.
Как Игорь из Воронежа стал Юрием из Луцка
Президентские и парламентские выборы, которые прошли в этом году на Украине, показали, что социальные сети стали важным инструментом ведения политических кампаний. В этом нет ничего удивительного: более 25% украинцев называет их в качестве основного источника получения информации. Чаще всего в этом контексте упоминается Фейсбук.
Накануне июльских выборов в Верховную раду эксперты аналитической платформы «VoxUkraine» изучили деятельность ботов (фальшивых аккаунтов, созданных с целью распространения пропаганды) на страницах украинских политиков в сети Фейсбук. Треть из 12 миллионов проанализированных комментариев оказалась написанной ботами. Больше всего их обнаружилось на странице Владимира Зеленского, чуть меньше — на странице Петра Порошенко.
«Фабриками троллей» пользовалось в том числе «Прагматико». Спустя два дня после обнародования информации о его деятельности украинский проект «Следствие.Инфо» опубликовал фильм, в котором рассказывается, как функционировала связанная с этим агентством «фабрика троллей» (она располагалась в арендованной трехкомнатной квартире в одном из центральных районов Киева). Журналисту проекта удалось устроиться туда перед парламентскими выборами и проработать полтора месяца. Он вел семь фальшивых аккаунтов, которые создавались простым способом: сотрудники фирмы брали реальные фотографии из запрещенной на Украине российской сети ВКонтакте и использовали их с вымышленными данными. Таким образом, например, Игорь из Воронежа, становился Юрием из Луцка.
Сначала критиковал Вакарчука, а потом его поддерживал
Работники «фабрики» каждый день получали список тезисов, которые нужно было распространить в интернете, с указанием, где именно их размещать. Каждый сотрудник должен был написать в день 200-300 комментариев. Во время работы журналиста проекта «Следствие.Инфо» большая часть этих комментариев (более 20 тысяч) была направлена на поддержку Анатолия Гриценко — лидера партии «Гражданская позиция»: в них содержалась похвала в адрес политика или критика его конкурентов.
«Фабрика» занималась также поддержкой кандидатов, которые боролись за места в парламенте в одномандатных округах. При этом ни один из политиков не признался в том, что пользовался ее услугами. Святослав Вакарчук даже заявил, что никогда раньше не слышал о таких предприятиях.
Группа, в которой под прикрытием работал журналист, написала за месяц более 40 тысяч комментариев. «Следствие.Инфо» выяснило, что стоимость одного составляла около 60 центов. Экспертам «VoxUkraine» удалось обнаружить в интернете 4 миллиона комментариев ботов, следовательно, можно предположить, что за полтора месяца накануне парламентских выборов на эту деятельность было потрачено около 2,4 миллиона долларов.
Украинские боты поддерживают Трампа
Глобальный характер социальных сетей позволяет интернет-ботам работать не только на собственном «рынке». Детская писательница Юлия Смаль опубликовала в сентябре книгу «Как я была ботом» и рассказала в ней, как 10 лет назад, когда в России были популярны блоги, она использовала 12 фальшивых аккаунтов для публикации информации, которую ей предоставляли российские заказчики. Это был так называемый вирусный маркетинг — создание ситуации, в которой сами клиенты распространяют сообщения о продукте или компании. Юлия Смаль полагает, что такие люди, как она, стали материалом, на котором были опробованы методы работы будущей российской «фабрики троллей», функционировавшей в Петербурге и занимавшейся пропагандистской деятельностью.
«Фабрики троллей» могут распространять свою активность даже за океан. В прошлую среду Фейсбук закрыл страницу «I love America», агитировавшую за президента США Дональда Трампа. Неделей ранее американский сервис «Popular Information» сообщил, что она была зарегистрирована в 2017 году на фамилию жителя Одессы, а управляют ей граждане Украины.
Страница «I love America», у которой было более миллиона подписчиков, распространяла патриотический контент, прославляя героизм американских военных и вспоминая ветеранов. В последние месяцы там, однако, начали появляться записи в поддержку Трампа или фальшивые новости. После публикации сервиса «Popular Information» агитационные записи удалили, но Фейсбук все равно решил закрыть страницу.