Люди, едущие в метро, выглядят везде одинаково, особенно ранним утром и вечером после работы. Кажется, что окружающая обстановка не производит на них никакого впечатления. Это с полным правом может сказать Кристофер Хервиг (Christopher Herwig), который нескольких месяцев практически жил в метро в 15 бывших советских городах. Канадский фотограф показывает, что исторические станции от Баку до Еревана, даже если они в повседневной жизни малозаметны для уставших глаз, все же уникальны.
Многие из них рассказывают истории, как, например, станция «Космонавтлар» в столице Узбекистана Ташкенте. Открытая в 1984 году, она должна была как бы переносить людей из-под земли в космос, на Млечный путь из стеклянных звезд и сияющей синей керамики, а еще показывать портреты советских героев космоса, таких как Юрий Гагарин и Валентина Терешкова.
Люди, едущие в метро, выглядят везде одинаково, особенно ранним утром и вечером после работы. Кажется, что окружающая обстановка не производит на них никакого впечатления. Это с полным правом может сказать Кристофер Хервиг (Christopher Herwig), который нескольких месяцев практически жил в метро в 15 бывших советских городах. Канадский фотограф показывает, что исторические станции от Баку до Еревана, даже если они в повседневной жизни малозаметны для уставших глаз, все же уникальны.
Многие из них рассказывают истории, как, например, станция «Космонавтлар» в столице Узбекистана Ташкенте. Открытая в 1984 году, она должна была как бы переносить людей из-под земли в космос, на Млечный путь из стеклянных звезд и сияющей синей керамики, а еще показывать портреты советских героев космоса, таких как Юрий Гагарин и Валентина Терешкова.
Другие же станции, например эта в российском Санкт-Петербурге, похожи на подземные бальные залы. Подобная пышная роскошь уже давно превратила линии московского метро в туристическую достопримечательность.
Своим проектом «Советские станции метро» (Soviet Metro Stations) фотограф наглядно доказывает, что спуститься под землю стоит и в таких городах, как Баку, Тбилиси или Ереван. В его одноименном фотоальбоме можно впервые увидеть многие станции метро бывшего Советского Союза. И хотя метро было изобретено не там, в СССР оно обрело совершенно необычный облик и невероятное развитие. Оно стало чем-то большим, чем просто средство передвижения.
Другие же станции, например эта в российском Санкт-Петербурге, похожи на подземные бальные залы. Подобная пышная роскошь уже давно превратила линии московского метро в туристическую достопримечательность.
Своим проектом «Советские станции метро» (Soviet Metro Stations) фотограф наглядно доказывает, что спуститься под землю стоит и в таких городах, как Баку, Тбилиси или Ереван. В его одноименном фотоальбоме можно впервые увидеть многие станции метро бывшего Советского Союза. И хотя метро было изобретено не там, в СССР оно обрело совершенно необычный облик и невероятное развитие. Оно стало чем-то большим, чем просто средство передвижения.
Хервиг отправился в путь зимой 2018 года. Его путешествие началось в заснеженном Новосибирске, а закончилось в августе 2018 года в столице Белоруссии Минске.
Хервиг отправился в путь зимой 2018 года. Его путешествие началось в заснеженном Новосибирске, а закончилось в августе 2018 года в столице Белоруссии Минске.
Предыдущий проект Хервига «Советские автобусные остановки» демонстрирует всю причудливость старых автобусных остановок в странах бывшего Советского Союза. Некоторые даже напоминали летающие тарелки, упавшие в степи.
На этот раз читатели не видят контраста с окружающей средой. Им приходится самим додумывать контрасты с городом, в котором находится станция, подчас курьезные.
Например, футуристические станции метро в российском Нижнем Новгороде понравились Хервигу тем, что «отвлекали от довольно ординарных окраин, находящихся над ними».
Как правило, Хервиг снимает станции без пассажиров. Хотя когда в тридцатых годах ХХ века начиналась реализация этих гигантских строительных проектов, думали прежде всего о людях.
Предыдущий проект Хервига «Советские автобусные остановки» демонстрирует всю причудливость старых автобусных остановок в странах бывшего Советского Союза. Некоторые даже напоминали летающие тарелки, упавшие в степи.
На этот раз читатели не видят контраста с окружающей средой. Им приходится самим додумывать контрасты с городом, в котором находится станция, подчас курьезные.
Например, футуристические станции метро в российском Нижнем Новгороде понравились Хервигу тем, что «отвлекали от довольно ординарных окраин, находящихся над ними».
Как правило, Хервиг снимает станции без пассажиров. Хотя когда в тридцатых годах ХХ века начиналась реализация этих гигантских строительных проектов, думали прежде всего о людях.
Не исключено, что и сегодня многим пассажирам московской станции «Аэропорт» кажется, что за ними наблюдают: потолочный светильник похож на огромный глаз.
Станция была открыта в 1938 году, когда Сталин, не жалея сил и средств, форсировал строительство метро. Линии и станции были одновременно и витринами технического прогресса, и пропагандистскими объектами, и утопиями. Об этом пишет британец Оуэн Хэзерли в эссе, предваряющем фотоальбом Хервига.
По его словам, работы велись с крайней жестокостью и беспощадностью по отношению к рабочим-строителям, а после 1938 года жизнь и здоровье под землей губили в основном заключенные.
Не исключено, что и сегодня многим пассажирам московской станции «Аэропорт» кажется, что за ними наблюдают: потолочный светильник похож на огромный глаз.
Станция была открыта в 1938 году, когда Сталин, не жалея сил и средств, форсировал строительство метро. Линии и станции были одновременно и витринами технического прогресса, и пропагандистскими объектами, и утопиями. Об этом пишет британец Оуэн Хэзерли в эссе, предваряющем фотоальбом Хервига.
По его словам, работы велись с крайней жестокостью и беспощадностью по отношению к рабочим-строителям, а после 1938 года жизнь и здоровье под землей губили в основном заключенные.
Какими бы современными и элегантными ни казались многие станции, но архитекторов и художников заставляли также продвигать коммунистическую идеологию в графических изображениях, скульптурах и рельефах.
В исключительных случаях, например, в Москве и Санкт-Петербурге, целые линии становились «пропагандистскими блокбастерами, которые буквально сочились героическим пафосом, глупостью и безвкусицей», пишет Хэзерли в «Советских станциях метро».
И как раз это заставило некоторых людей в 90-е годы ненавидеть исторические станции метро.
В столице Украины Киеве, например, станция «Выдубичи» с некоторых пор превратилась в поле битвы с визуальными свидетельствами коммунизма и российского господства. Некоторые исторические артефакты уничтожаются.
В конечном итоге трудно сказать, пишет Хэзерли, «что приносит больший вред – удаление произведений искусства со станций или оклеивание их рекламными плакатами».
Какими бы современными и элегантными ни казались многие станции, но архитекторов и художников заставляли также продвигать коммунистическую идеологию в графических изображениях, скульптурах и рельефах.
В исключительных случаях, например, в Москве и Санкт-Петербурге, целые линии становились «пропагандистскими блокбастерами, которые буквально сочились героическим пафосом, глупостью и безвкусицей», пишет Хэзерли в «Советских станциях метро».
И как раз это заставило некоторых людей в 90-е годы ненавидеть исторические станции метро.
В столице Украины Киеве, например, станция «Выдубичи» с некоторых пор превратилась в поле битвы с визуальными свидетельствами коммунизма и российского господства. Некоторые исторические артефакты уничтожаются.
В конечном итоге трудно сказать, пишет Хэзерли, «что приносит больший вред – удаление произведений искусства со станций или оклеивание их рекламными плакатами».
Фотограф Хервиг говорит, что хорошо понимает желание людей в бывших советских республиках избавится от символов советского господства. Но он хотел бы в своих работах сохранить следы той эпохи без оголтелой пропаганды.
Он надеется, что произведения «креативных индивидуумов того времени» будут сохранены и найдут свое место в истории. Ведь создавались они не лично Сталиным или его последователями, а «людьми, которые хотели сделать нечто красивое вопреки всему».
Фотограф Хервиг говорит, что хорошо понимает желание людей в бывших советских республиках избавится от символов советского господства. Но он хотел бы в своих работах сохранить следы той эпохи без оголтелой пропаганды.
Он надеется, что произведения «креативных индивидуумов того времени» будут сохранены и найдут свое место в истории. Ведь создавались они не лично Сталиным или его последователями, а «людьми, которые хотели сделать нечто красивое вопреки всему».
Путешествие напоминало охоту за сокровищами или игру в «казаки-разбойники», пишет Хервиг. И иногда ему удавалось сделать удивительные находки: в столице Армении Ереване, например, через это скошенное строение на станцию «Еритасардакан», открытую в 1981 году, проникает свет.
Путешествие напоминало охоту за сокровищами или игру в «казаки-разбойники», пишет Хервиг. И иногда ему удавалось сделать удивительные находки: в столице Армении Ереване, например, через это скошенное строение на станцию «Еритасардакан», открытую в 1981 году, проникает свет.
Отвечая на вопрос, как дизайн станций метро сегодня влияет на пассажиров, Хервиг цитирует теорию «разбитых окон». Согласно ей, вандализм и преступность возникают там, где появляются первые признаки запустения.
Так ли это на самом деле, он не знает. Но интересна противоположная мысль: могут ли роскошные станции метро – хотя бы косвенно – позитивно влиять на поведение людей?
Отвечая на вопрос, как дизайн станций метро сегодня влияет на пассажиров, Хервиг цитирует теорию «разбитых окон». Согласно ей, вандализм и преступность возникают там, где появляются первые признаки запустения.
Так ли это на самом деле, он не знает. Но интересна противоположная мысль: могут ли роскошные станции метро – хотя бы косвенно – позитивно влиять на поведение людей?
Поэтому старые станции метро можно рассматривать и как источник вдохновения.
«Со временем многие констатировали, что мечта об огромном сияющем кадиллаке на восьмиполосной автостраде утратила привлекательность, особенно когда из-за пробок все движение стоит», – пишет Хервиг.
Поэтому старые станции метро можно рассматривать и как источник вдохновения.
«Со временем многие констатировали, что мечта об огромном сияющем кадиллаке на восьмиполосной автостраде утратила привлекательность, особенно когда из-за пробок все движение стоит», – пишет Хервиг.
Ирония истории состоит в том, что сегодня именно западные города пытаются повернуть развитие вспять и вместо дорог и автомобилей вновь поставить общественный транспорт во главу угла, пишет Хэзерли.
Вот почему взгляд на такой престижный советский объект, как метро, не только пробуждает ностальгические эмоции, но и заставляет задуматься о насущных проблемах будущего.
Ирония истории состоит в том, что сегодня именно западные города пытаются повернуть развитие вспять и вместо дорог и автомобилей вновь поставить общественный транспорт во главу угла, пишет Хэзерли.
Вот почему взгляд на такой престижный советский объект, как метро, не только пробуждает ностальгические эмоции, но и заставляет задуматься о насущных проблемах будущего.