Недавние мероприятия по случаю 80-й годовщины начала Второй мировой войны в Польше были посвящены в меньшей степени памяти более 60 миллионов жертв этого крупнейшего военного конфликта в истории и в значительно большей — стремлению кое-кого (и это по прошествии 80 лет) извлечь из всего этого немалую пользу для себя. Больше всех к «обогащению» стремятся те, кто не внес свой вклад в окончание той великой трагедии и наказание ее виновников даже на собственной земле.
В Польше, Эстонии, Литве и Латвии ведется кампания, в рамках которой в ужасах Второй мировой войны в равной мере обвиняется не только ее подлинный виновник (Германия), но и Советский Союз. Логика проста: раз на территории этих стран военные операции вели и немецкие, и советские войска, то и немцы, и русские должны возместить ущерб, который нанесли их действия. Руководство четырех перечисленных стран задумало пополнить бюджеты своих государств деньгами наследников тех, кто в 1945 году их освободил от гитлеровского нацизма. В момент, когда ведущие европейские державы пришли к выводу, что будущее Старого континента — в единстве всех его политических субъектов (и на Западе, и на Востоке), идеи вроде выше описанной наводят на мысль, что не все заинтересованы в подобном единстве.
Искажение фактов, связанных со Второй мировой войной, в Польше доведено до абсурда. Польские власти не пригласили Россию на годовщину великой трагедии и оправдали себя тем, что Москва якобы не заинтересована в подобных манифестациях. Так же абсурдно выглядит и приравнивание Советского Союза к Германии в период с 1939 по 1945 годы.
В начале текущего года министры юстиции Литвы, Латвии и Эстонии встретились на международной конференции в Риге и опубликовали совместное заявление, в котором говорится, что их странам «причитается компенсация за ущерб, нанесенный советской оккупацией». Речь идет о периоде, когда эти страны входили в состав СССР.
В рамках Советского Союза, однако, Латвия, Литва и Эстония не были оккупированными территориями или колониями и являлись равноправными членами союза. Средства, которые взимались с них в общий бюджет страны, нисколько не превосходили те, которые требовались с других республик. Принцип равенства действовал и при распределении этих средств.
Нет сомнений в том, что требования Польши согласованы с претензиями трех прибалтийских стран. Ясно, что озвучить их решили в момент, когда Россия снова превратилась в мирового политического игрока, что лучше всего подтверждают санкции, введенные США и некоторыми западноевропейскими странами из-за событий на Украине.
На фоне тенденции к пересмотру событий прошлого и, исходя из «современной трактовки истории», требования «исправить давние ошибки», несомненно, связаны с желанием кое-кого снова расколоть мир на Запад и Восток, хотя пропасть между ними уже была преодолена. Технологические барьеры в мире уже давно рухнули, а вместе с ними в прошлое ушла и экономико-политическая логика двух миров: капиталистического и социалистического.
Кстати, в Польше и трех прибалтийских странах Северной Европы «советскую оккупацию» все чаще называют «русской оккупацией», чтобы придать требованиям компенсировать военный ущерб, обращенным к Москве, особый вес. Так трагический вооруженный конфликт превратился в самый обычный повод для торга.