В Вашингтоне наверняка столько не говорили про Украину, как сейчас — после того, как телефонный разговор Дональда Трампа с Владимиром Зеленским привел к началу процедуры импичмента в отношении американского лидера.
Украина, колыбель восточнославянской цивилизации, а также промышленный и сельскохозяйственный центр покойного СССР, сегодня зажата между Востоком и Западом. Это страна с населением в 44 миллиона человек, олигархами, революционерами и отобранным Россией Крымом, оказалась в центре совершенно неподконтрольного ей государственного скандала.
«Фантастическая страна»
«Мы оказались посреди болота, к возникновению которого не имеем отношения», — с грустью признал 29 сентября бывший украинский дипломат Андрей Веселовский в дебатах на независимом телеканале «Громадське».
По иронии судьбы, до недавнего времени Украина не вызывала у Дональда Трампа никакого интереса. Он даже не знал, как правильно называть страну по-английски и ошибочно использовал артикль: «The Ukraine» вместо «Ukraine».
На недавнем появлении перед прессой в Нью-Йорке в сопровождении президента Зеленского (несмотря на унизительные требования в телефонном разговоре и его последующую публикацию без его согласия) Трамп попытался сделать вид, что восхищается Украиной: «Несколько лет назад я был владельцем конкурса "Мисс вселенная", и у нас была одна победительница-украинка. Это позволило нам по-настоящему узнать страну во всех ее проявлениях…» Проверка фактов довольно быстро выявила, что среди победительниц не было ни одной украинки, но для Трампа главным было показать, что «это фантастическая страна».
Несколько источников указывают на то, как мало внимания Трамп уделяет Украине в частных беседах с другими лидерами. На прошедшем в августе саммите «семерки» в Биаррице он старательно избегал этой темы.
Стратегический момент для украинцев
Воплощением этой надежды стал необычный 41-летний президент, который решительно настроен на то, чтобы изменить ситуацию: актер Владимир Зеленский пришел в политику без малейшего опыта в государственном управлении, если не считать роли главы государства в его сериале. «Он с другой планеты», — отметил внимательно следивший за ним европейский дипломат.
Уставшим от политических перипетий и пятилетней войны в Донбассе украинцам действительно был нужен кто-то с другой планеты: они избрали его с результатом в 73% голосов. Через четыре месяца после вступления в должность Зеленский, укрепивший позиции с помощью нового парламента, колеблется между молодой реформаторской и старой олигархической гвардией. Возник стратегический момент, но скандал вокруг Трампа явно бросил на него тень и ослабил его.
Эммануэль Макрон все еще верит в него. Он с самого начала сделал ставку на этого молодого президента, который, как ему кажется, может изменить ситуацию с Россией с помощью более открытого и менее догматического подхода к конфликту в Донбассе по сравнению с его предшественником Петром Порошенко. Кроме того, он надеялся возобновить с его помощью мирный процесс, чтобы впоследствии открыть диалог с Владимиром Путиным по более масштабным вопросам, таким как контроль над вооружениями и архитектура безопасности в Европе.
Российские планы Макрона — новая жертва?
После достигнутого в сентябре первого прорыва с обменом пленными между Украиной и Россией, Киев сделал во вторник новый шаг в переговорах по будущему статусу Донбасса. В понедельник Путин и Макрон кратко обсудили Украину после похорон Жака Ширака в Париже и «сохраняют взаимопонимание», отмечает дипломатический источник.
Как бы то ни было, динамика неустойчивая: вторая волна обмена пленными пока не обсуждается, и хотя саммит лидеров «нормандской четверки» (Путин, Макрон, Зеленский и Меркель) для продвижения мирного процесса все еще остается в планах, пока не называлось никаких конкретных дат. Что касается состоявшейся в Москве франко-российской встречи в формате «2+2» (министры обороны и иностранных дел), она прошла в ледяной обстановке.
Сейчас ход за Владимиром Путиным. Быть может, как полагают в Париже, он уже считает, что урегулирование кризиса в Донбассе отвечает его интересам. Но на каких условиях? Подорванный имидж американской демократии и неизбежное отступление дипломатии Трампа на Украине укрепят его позиции. Как бы то ни было, все это одновременно расширит и поле для маневра европейцев.