Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лавров: мы не держимся за определенных личностей, наша цель — вернуть Сирию в семью (Аsharq Al Awsat, Саудовская Аравия)

© РИА Новости Григорий Сысоев / Перейти в фотобанкМИД РФ Сергей Лавров во время встречи с МИД Италии Энцо Моаверо Миланези. 8 октября 2018
МИД РФ Сергей Лавров во время встречи с МИД Италии Энцо Моаверо Миланези. 8 октября 2018
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Министр иностранных дел Сергей Лавров в преддверии визита Владимира Путина в Саудовскую Аравию в интервью арабскому изданию рассказал, какие цели Россия преследует в Сирии на самом деле, каким образом собирается противостоять информационной войне, и как Москве удается договариваться с Вашингтоном.

Полный текст интервью министра иностранных дел России Сергея Лаврова изданию Asharq Al Awsat

Ибрагим Хамиди: Сегодня многие говорят о формировании нового международного порядка, соотношение сил в котором изменилось по сравнению с постсоветским периодом. Вы согласны с этим утверждением?

Сергей Лавров: 1991 год был переломным моментом для эпохи биполярной конфронтации, появилась реальная возможность построить справедливую и стабильную международную систему, основанную на сотрудничестве с учетом интересов всех без исключения членов международного сообщества.

К сожалению, страны «исторического Запада» проигнорировали эту возможность. Настаивая на идее «конца истории» и называя себя «победителями в холодной войне», Вашингтон и ряд других западных столиц сделали ставку на доминирование на международной арене. Соединенные Штаты и их западные союзники использовали военную силу как средство достижения этой цели наряду с политикой санкций, шантажом, давлением и фальсификацией фактов.

Военные интервенции и войны в нарушение международного права дестабилизировали целые регионы. Несмотря на очевидный провал этой политики и причиненный ущерб, идея формирования мировой системы, управляемой и возглавляемой Западом, к сожалению, все еще доминирует в умах некоторых элит по обе стороны Атлантики.

Но остановить ход истории невозможно, и с начала нового столетия мировой геополитический ландшафт претерпел радикальные изменения, прежде всего благодаря появлению и усилению новых центров силы, которые успешно и эффективно участвуют в глобальных процессах управления и уверенно берут на себя ответственность за поддержание безопасности и стабильности в своих регионах. Например, за последние три десятилетия доля «Большой семерки» в мировой экономике, если говорить о показателе покупательной способности, сократилась с 46% до 30%. Напротив, вес стран с растущими рынками неуклонно увеличивается.

Не случайно, ключевые проблемы современного мира обсуждаются именно в формате «Большой двадцатки», что закрепляет ее позицию как наиболее авторитетного и представительного механизма коллективного управления ведущих государств в реалиях XXI века.

Место и влияние многосторонних механизмов нового формата, таких как ШОС и БРИКС, повышаются.

Многополярный мир?

Создание многополярной международной системы объективно отражает культурно-цивилизационное многообразие современного мира, стремление народов самостоятельно выбирать пути и механизмы своего развития, согласующиеся с их обычаями и традициями.

При формировании многополярного ядра международная система становится более представительной а, следовательно, более справедливой. Важно, чтобы она была более стабильной, устойчивой и комфортной для всех стран.

В связи с этим трудно переоценить роль дипломатии. Только путём диалога, основанного на взаимном уважении и внимании к международному праву и, прежде всего, к правилам и процедурам ООН, мы можем эффективно работать над преодолением многих проблем глобального характера, таких как терроризм, незаконная торговля оружием, наркотиками, проблем миграции и изменения климата, увеличение числа этнорелигиозных конфликтов. Будучи постоянным членом СБ ООН, Россия является одним из главных гарантов безопасности и стабильности в мире и будет стремиться поддерживать их всеми силами.

Некоторые обвиняют Россию в том, что она продолжает попытки ослабить Запад и проникнуть в Европу через Турцию и Украину. Как вы это прокомментируете?

В рамках большой информационной войны против России нас обвиняют во всех «грехах», в том числе в попытках расколоть ЕС или, например, ослабить так называемую «евроатлантическую солидарность».

Это не соответствует действительности, и мы не следуем такой логике. Не в наших правилах выкручивать руки партнерам и ставить их перед выбором — «вы либо с нами, либо против нас», — не говоря уже о попытках вмешаться в их внутренние дела. Здесь, кстати, кроется наше фундаментальное и принципиальное отличие от Вашингтона и ряда других столиц, для которых подобные действия являются естественной практикой.

Не нужно далеко ходить за примерами. Достаточно вспомнить военное вторжение в Ирак, внешнее вмешательство в события «арабской весны» или поддержку военного захвата власти на Украине в феврале 2014 года, целью которого было посеять вражду между двумя братскими народами и разжечь конфликт на границе с Россией. Сегодня мы видим попытки подорвать суверенитет Венесуэлы.

Поэтому тем, кто нас обвиняет, нужно прекратить играть в геополитические игры и разделять регионы на сферы влияния и начать соблюдать нормы, изложенные в документах ООН и касающиеся правил взаимодействия между правительствами. Россия была и останется открытой для справедливого и равноправного сотрудничества, учитывающего интересы всех сторон, со всеми без исключения государствами и объединениями.

Для нас важен каждый зарубежный партнер. Это касается и Европейского cоюза, нашего соседа, с которым у нас тесные торгово-экономические отношения.

Чего вы ожидаете от визита президента Владимира Путина в Саудовскую Аравию? Как бы вы охарактеризовали российско-саудовские отношения и перспективы сотрудничества по вопросам борьбы с терроризмом, урегулирования кризисов в Йемене и Сирии и палестино-израильского конфликта?

Российско-саудовские отношения основываются на дружбе и многообразии двусторонних интересов, а также на принципах равенства, взаимного уважения и учета интересов обеих сторон. Лидеры двух стран, президент Владимир Путин и Хранитель двух святынь король Салман ибн Абдель Азиз, лично сформулировали этот подход. Поддерживая постоянную связь, они формируют характер двусторонних контактов и следят за реализацией согласованных приоритетных проектов. Ценный вклад в эти усилия вносит наследный принц Мухаммед бен Салман.

Наши страны развивают сотрудничество в самых разных направлениях, и между ними налажены активный политический диалог и широкий обмен визитами. Успешно работает межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Развиваются прямые контакты между деловыми и финансовыми кругами двух стран, в том числе на площадке Российско-Арабского делового совета.

Нужно также отметить развитие отношений в области инвестиций. На уровне государственных инвестиционных фондов идёт работа над согласованием потенциальных проектов общей стоимостью примерно 10 миллиардов долларов.

Сохраняются многообещающие перспективы сотрудничества в таких областях, как промышленность, энергетика, сельское хозяйство, инфраструктура, транспорт, природные ресурсы и передовые технологии. Также ведется совместная деятельность с целью продолжения мониторинга за ситуацией на мировых рынках нефти.

Мы благодарим саудовских друзей за их традиционное гостеприимство по отношению к российским паломникам, посещающим священные места во время сезонов хаджа.

В настоящее время Москва и Эр-Рияд проявляют солидарность по широкому кругу вопросов международной повестки дня. Вместе мы ищем решения кризисов на Ближнем Востоке, в том числе в Сирии и Йемене, с помощью дипломатических и политических механизмов.

Я хочу обратить особое внимание на роль Саудовской Аравии в урегулирования палестинской проблемы на основе принципа двух государств и двух народов. Напоминаю, что покойный король Абдалла ибн Абдель Азиз в 2002 году был инициатором принятия одного из наиболее важных документов — Арабской мирной инициативы, принятой на международном уровне.

Россия и Саудовская Аравия твердо поддерживают идею продолжения борьбы с терроризмом. Мы солидарны в оценках ущерба, нанесенного экстремизмом, и наши страны непосредственно сталкиваются с этой угрозой. Также мы считаем, что нельзя делить экстремистов на тех, кто с нами или против нас, и использовать их в своих целях.

На этом фоне нельзя недооценивать значимость предстоящего визита президента Путина в Королевство, и я уверен, что российско-саудовские переговоры на высшем уровне придадут дополнительный импульс нашему многоплановому партнерству, выведут его на новый уровень и укрепят взаимопонимание между нашими народами.

Россия сформулировала свое видение общей системы безопасности в регионе Персидского залива. Есть ли здесь конкуренция с предложениями и планами США? Некоторые говорят, что американские санкции против Ирана могут привести к вооруженному конфликту в регионе.

Развитие ситуации в регионе Персидского залива достигло опасной точки, и нынешняя нестабильность является, прежде всего, результатом безответственной политики Вашингтона, который не только уклоняется от своих обязательств по Совместному всеобъемлющему плану действий, одобренному резолюцией 2231 Совета Безопасности, но устраивает провокации, усиливающие напряжённость.

В результате вырисовывается угроза крупной военной конфронтации. Этот сценарий вызывает у нас серьезную обеспокоенность, и нельзя допустить, чтобы регион погрузился в разрушительное военное противостояние, которое может иметь катастрофические последствия не только для стран Персидского залива, но и для всего мира.

Российское предложение о снижении уровня напряженности нашло выражение в инициативе по обеспечению безопасности в регионе Персидского залива, и ее обновленная версия была официально представлена российским МИД в июле. Эта инициатива предполагает сформулировать конструктивную и объединяющую региональную повестку дня и создать механизмы совместных действий для противостояния угрозам. Цель — запуск целенаправленного и последовательного процесса, в котором будут учтены мнения всех сторон. В этом смысле наша инициатива отличается от других проектов, основанных на принципе «вы либо с нами, либо против нас», и очерчивает новые разделительные линии.

Чтобы продолжить качественную работу над нашими идеями, мы предложили провести дискуссию на уровне экспертов 18-19 сентября в Москве в Институте Востоковедения РАН, где был организован круглый стол с участием около 30 экспертов из России, Ирана, арабских стран, Китая, Франции, Индии и Великобритании. Надеемся, что круг сторон, вовлеченных в дискуссию, будет расширяться.

А что насчет Сирии? Как вы оцениваете перспективы политического урегулирования? Поддерживаете ли вы принятие новой сирийской Конституции или выступаете за сохранение Конституции 2012 года?

Россия, безусловно, поддерживает процесс политического урегулирования путем широкого диалога между всеми сторонами сирийского конфликта.

После ликвидации террористической угрозы, были созданы все условия для ускорения политического процесса. Недавно завершился процесс формирования Конституционного комитета Сирии, создание которого было согласовано на Конгрессе сирийского национального диалога в Сочи. Россия, как государство-гарант Астанинского процесса, сделала многое для того, чтобы добиться таких результатов, в том числе благодаря активным контактам с сирийским правительством и оппозиционными силами.

Мы исходим из того, что начало работы Конституционного комитета в Женеве послужит толчком для начала политического процесса в Сирии. И важно, чтобы сами сирийцы, без вмешательства или внешнего давления, определяли будущее своей страны, как это предусмотрено резолюцией СБ ООН № 2254. Это по большей части касается вопроса о Конституции, работу над которой поддержит «триада Астанинского процесса».

Прогресс в политическом процессе поднимает вопрос о необходимости возвращения Сирии в «арабскую семью», то есть в Лигу арабских государств. Многое будет зависеть от позиции Саудовской Аравии, потому что она имеет большое влияние, как в регионе, так и за его пределами.

Россия спасла сирийский режим благодаря своему вмешательству. Будет ли оказано давление на политическое решение?

Что касается идеи «спасения режима», я должен отметить следующее: наша внешняя политика никогда не была персонализированной. Мы не поддерживаем каких-то конкретных политических фигур или руководителей, ровно как и не противостоим им.

Мы ответили на запрос сирийских властей и оказали помощь в войне с терроризмом. Как хорошо известно, в Сирии на стороне террористических группировок воевали тысячи выходцев из России и других стран СНГ, которые в будущем могли бы вернуться в нашу страну для совершения террористических актов и других противоправных действий.

Другими словами, речь идет об уничтожении террористов, которые подготовили почву для далеко идущих планов и стремились создать квазигосударственный халифат на Ближнем Востоке. Очевидно, что реализация такого сценария была бы катастрофой не только для ближневосточного региона, но и для всего мира.

Может ли Россия вывести Иран из Сирии или уменьшить его влияние? Почему Сирия является единственным регионом, где Россия и США смогли работать вместе?

Что касается вопроса о присутствии внешних игроков на сирийской территории, я могу сказать следующее: единственное законное основание для такого присутствия только приглашение законных властей или решение СБ ООН. Иран присутствует в Сирии по официальной просьбе Дамаска, в отличие, например, от США, которые известны во всем мире незаконными военными действиями против сирийцев. В частности, я имею в виду ракетные обстрелы 7 апреля 2017 года и 14 апреля 2018 года.

Сегодня, когда основные силы ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) в Сирии побеждены, возникает вопрос о реальной цели сохранения присутствия США на сирийской территории. Сложилось твердое убеждение, что Вашингтона стремиться предотвратить восстановление территориальной целостности Сирии, что является прямым нарушением резолюции СБ ООН № 2254. Мы надеемся, что США выполнят обещание о выводе американского военного контингента из Сирии, данное президентом Дональдом Трампом в декабре 2018 года.

Однако, несмотря на разногласия, Россия и США показали, что они могут сотрудничать по сирийскому вопросу. Не следует забывать, что заключенное в 2013 году российско-американское соглашение об уничтожении химического оружия в Сирии позволило избежать силового сценария. А в 2016 году был впервые введен «режим прекращения огня» по инициативе Москвы и Вашингтона.

Наши военные смогли наладить каналы круглосуточной оперативной связи, чтобы обеспечить безопасность полетов в ходе военных операций в Сирии. Кроме того, был создан специальный механизм взаимодействия, включая оказание взаимной помощи при возникновении кризисных ситуаций, и согласованы протоколы безопасности, которым должны следовать экипажи самолетов. Благодаря этому, инциденты, угрожающие безопасности российских и американских военных, были предотвращены.

Как вы оцениваете возможность открытой конфронтации между Ираном и Израилем, если последний продолжит наносить удары по иранским позициям и военным объектам в Сирии?

Что касается произвольных израильских воздушных ударов по сирийской территории, то мы никогда не скрывали негативного отношения к действиям, которые еще больше дестабилизируют ситуацию и могут привести к эскалации конфликта или даже к полномасштабным военным действиям. Сирия не должна становиться площадкой для реализации амбиций или сведения счетов. Главная задача всех вовлеченных сил должна состоять в том, чтобы помочь восстановить мир в Сирии.