Французские официальные лица сравнивают российскую стратегию французского президента Макрона с политикой открытия Китая, которую президент США Ричард Никсон начал проводить в 1972 году. Но дипломатическая инициатива Макрона больше похожа на инициативу Никсона наоборот. Вместо обхаживания Китая с целью обуздать СССР, Макрон хочет «смягчить и прояснить [европейские] отношения с Россией» с целью не допустить излишнего сближения России с Китаем. Тем самым он надеется обеспечить Европе контроль над её собственным будущим.
Макрон начал свою попытку построить новую архитектуру безопасности в типичном грандиозном стиле, похожем на подготовленный градостроителем Жоржем Эженом Османом проект перепланировки Парижа в XIX веке. Первым шагом стало проведение переговоров с Путиным во французском форте Брегансон накануне августовского саммита «Большой семёрки» в Биаррице. Но после этого французские министры, отвечающие за реализацию этого плана, перевернули его с ног на голову.
Вместо того чтобы начать с реализации утверждённой наверху программы, они пытаются теперь построить европейскую безопасность снизу, одновременно стремясь улучшать отношения с Россией «по кирпичику за раз». Французская дорожная карта сфокусирована на пяти ключевых направлениях: разоружение, диалог по вопросам безопасности, антикризисное управление, ценности, общие проекты.
В конце августа Макрон выступил с речью, в которой изложил свою концепцию системы «концентрических кругов», соответствующих разным степеням европейской и евразийской интеграции. Такая система должна будет обеспечить безопасность границ стран НАТО и ЕС, позволит наладить более продуктивные отношения с Евразийским экономическим союзом во главе с Россией, а также откроет пути для урегулирования региональных конфликтов, в том числе на территории Украины.
По мнению Макрона, сближение России с Китаем, по крайней мере, частично является результатом управленческих ошибок Запада. Он не наивен, когда речь заходит о территориальной агрессии Кремля и его вмешательстве в выборы. Но он считает, что с любой страной, которая потенциально создаёт подобные угрозы для Европы, надо общаться лицом к лицу. Как объяснил мне один французский чиновник, «то, что верно в отношении Ирана и Северной Кореи, точно так же верно и в отношении России. Мы не сможет влиять на неё и добиваться большей ответственности в её поведении, если просто спрячемся за стеной санкций».
Усилия Макрона становятся особенно актуальными из-за президента США Дональд Трамп, который подтвердил подозрения французских голлистов в ненадёжности Америки в качестве гаранта европейской безопасности. На фоне эскалации Америкой конфликта с Китаем, она неизбежно будут уделять меньше внимания Европе и её ближайшему зарубежью (страны бывшего СССР, Ближнего Востока и Северной Африки). Хуже того, французы опасаются, что Трамп может попытаться заключить большую сделку с Россией, после чего Евросоюз окажется зажатым между США и Китаем.
Но главные тревоги Макрона связаны с самой Европой. Евросоюз не станет глобальным игроком XXI века, если его будут и дальше раскалывать и сдавливать другие державы. По мнению Макрона, пересмотр европейских отношений с Россией — это первый шаг на пути к обеспечению европейского суверенитета. «Если у вас нет места за столом великих держав, — сказал мне один французский чиновник, — это потому, что вы в меню». Да, конечно, французы с пониманием относятся к поддержке другими европейцами санкций против России, введённых после её аннексии Крыма и набега на Восточную Украину. Но их тревоги связаны с общей ненадёжностью политики безопасности в Европе.
В идеале Евросоюзу следует использовать двойные подходы к России, сочетая санкции и сдерживание силами НАТО с политикой взаимодействия. Французы жалуются на отсутствие существенных каналов для того взаимодействия, а также на то, что санкции не решают проблему общей угрозы, исходящей от России. «Что случится с европейским единством, — задаются вопросом французские чиновники, — если Москва пойдёт навстречу по Сирии или Украине, и некоторые страны ЕС решат заблокировать продление санкций?» Скорее всего, это знаменует собой конец политики ЕС в отношении России.
Впрочем, самые большие вопросы возникают на европейском фронте. Многие страны Центральной и Восточной Европы опасаются, что они превратятся в «граждан второго класса» в предлагаемой Макроном системе «концентрических кругов». Другие боятся, что Макрон может сдать Украину, заставив её урегулировать конфликт на российских условиях. Ситуация осложняется тем, что Макрон выступил со своей инициативой, не проконсультировавшись сначала с другими европейцами, хотя многие из них уже встревожены ослаблением американских гарантий безопасности ЕС.
Французские чиновники напоминают, что Никсон не проконсультировался с американскими союзниками, отправляясь со своей миссией в Китай. Но репутация Никсона как ястреба в вопросах безопасности никогда не ставилась под сомнение, а вот к Франции в Центральной и Восточной Европе иногда относятся с подозрением, опасаясь, что интересы этих стран могут быть принесены в жертву на алтарь неоголлистской попытки предъявить претензии на место на мировой арене.
Для успеха Макрону придётся доказать, что он привержен принципам суверенитета и безопасности не только для стран Центральной и Восточной Европы, но и для бывших республик СССР — Украины, Грузии и Молдавии. Кроме того, ему надо будет стараться углублять сотрудничество со скандинавскими и прибалтийскими странами, а также с соответствующими институтами ЕС и новым верховным представителем ЕС по иностранным делами и политике безопасности Жозепом Борреллем. Но самое главное, инициатива Макрона должна создать надёжную платформу для единых подходов к вопросам безопасности. Если же она будет восприниматься как инициатива, ставящая интересы одних стран выше интересов других, тогда и она, и её автор в конечном итоге окажутся в меню, а не в учебниках истории.