Вашингтон - Два главных представителя президента Трампа на Украине в августе разработали заявление для нового президента страны, которое обязало бы Украину провести расследование против политического конкурента Дональда Трампа, согласно трем лицам, осведомленным об этой работе, и документам, опубликованным в четверг вечером.
Работа над этим заявлением — новое свидетельство, что увлеченный теориями заговора, связанного с Украиной, Трамп начал побуждать высокопоставленных дипломатов смешивать американскую внешнюю политику с политическими интересами самого президента через несколько недель после того, как 25 июля между двумя лидерами состоялся телефонный разговор.
Заявление было разработано Гордоном Сондлэндом (Gordon D. Sondland), послом США в Европейском союзе, и Куртом Волкером (Kurt D. Volker), специальным посланником Государственного департамента на Украину, согласно документам и трем лицам, которые были осведомлены об этой работе. Рудольф Джулиани (Rudolph W. Giuliani), личный юрист Трампа и де факто лидер теневой кампании, проводимой, чтобы вынудить украинцев провести расследование, определил общую формулировку этого заявления, рассказал Волкер следователям от демократов в четверг, по словам лица, ознакомленного с его показаниями.
Украинцы так и не опубликовали это заявление. Но если бы они это сделали, помощники Дональда Трампа фактически оказали бы давление на иностранное правительство, чтобы заставить его подтвердить обвинения, призванные подорвать позиции одного из ведущих демократических кандидатов в президенты на выборах 2020 года — бывшего вице-президента Джозефа Байдена-младшего (Joseph R. Biden Jr.), при этом нигде не оставив отпечатков пальцев самого Трампа.
Волкер провел четверг на Капитолийском холме, допрашиваемый следователями демократической фракции Палаты представителей, после того как демократы запустили импичмент в связи с действиями Дональда Трампа.
Вечером четверга члены Палаты представителей от демократов опубликовали ряд текстов переписки между Волкером, Сондлэндом и Андреем Ермаком, главным помощником президента Украины Владимира Зеленского, которые тоже свидетельствуют, что политики обеих стран понимали, что Трамп не пригласит Зеленского в Овальный кабинет на встречу, которой украинский президент так ждет, до тех пор, пока Украина не сделает публичное заявление о расследовании, которого добивается США.
Эти тексты также показали, что трое мужчин обсуждали формулировку предполагаемого заявления. Утром 13 августа Волкер прислал Сондлэнду несколько фраз, которые они намеревались добавить в более ранний вариант заявления, присланного украинцами.
«Мы намерены инициировать и завершить прозрачное и беспристрастное расследование всех доступных фактов и событий, включая те, что касаются Burisma и американских выборов 2016 года, что предотвратит повторение этой проблемы в будущем» — это слова предполагаемой формулировки Волкера, которую он предложил добавить.
Сондланд быстро ответил: «Отлично», и добавил, что они должны отправить это советнику украинского президента.
Через четыре дня Сондлэнд написал Волкеру, спрашивая, хотят ли они все еще, чтобы украинский президент «представил нам окончательный проект», в частности, сославшись на две темы, которые занимали Дональда Трампа: Burisma, украинскую энергетическую компанию, членом правления которой стал младший сын Байдена Хантер Байден, и убеждение Трампа в том, что Украина вмешивалась в американские выборы в 2016 году, помогая Хиллари Клинтон.
Волкер ответил: «Пока что это явно так…»
Во время допроса на Капитолийском холме Волкер сказал следователям от демократов, что формулировка, включающая конкретные упоминания Burisma и выборов 2016 года, исходила от Джулиани, по словам лица, ознакомленного с его показаниями.
Волкер сообщил следователям Палаты представителей, что украинцы ранее предложили формулировку, которая сводила заявление к обещанию бороться с коррупцией без конкретного упоминания Burisma и выборов 2016-го. Когда Джулиани показали изначальную формулировку, рассказал Волкер следователям, тот заявил, что этого недостаточно, и что украинцев следует попросить публично взять на себя обязательства по расследованию событий, связанных с Burisma и 2016 годом.
Осведомленный с показаниями Волкера источник сообщил, что, по словам Волкера, Ермак в конце концов сказал, что украинское правительство не может согласиться с формулировкой, которую требует Джулиани. Волкер сказал Ермаку, что тот прав, и идею отбросили, согласно свидетельствам, предоставленным Волкером Палате представителей.
Идея заявления сводилась к тому, чтобы прекратить обычай украинских дипломатов за закрытыми дверями обещать американским дипломатам и лидерам многое, никогда не доводя дело до конца, сказали люди, посвященные в это дело. Согласно свидетельствам Волкера следователям, идея заявления появилась у Джулиани во время разговора с Ермаком.
Неизвестно, доставили ли заявление Зеленскому, но никакого заявления от его имени опубликовано не было. Примерно в то же время украинские чиновники дали американцам понять, что они хотели бы избежать более глубокого вмешательства в американскую политику.
Заявление начали составлять через несколько недель после телефонного разговора между Трампом и Зеленским, состоявшегося 25 июля, и это было попыткой успокоить Трампа и Джулиани и нормализовать отношения между двумя странами, на фоне того, что Украина продолжает конфликтовать с Россией. Сондлэнд и Волкер были убеждены, что Джулиани «отравляет» сознание Трампа по поводу Украины, и что публичное заявление Зеленского о расследовании побудит Трампа оказывать новому украинскому правительству более полную поддержку, сообщили лица, осведомленные о деле.
Тексты, опубликованные представителями демократов вечером четверга, подтвердили эту информацию.
За несколько часов до телефонного разговора между Трампом и Зеленским, состоявшимся 25 июля, Волкер написал Ермаку, что он «слышал в Белом доме», что они «собираются назначить дату» официального визита в Овальный кабинет, к которому так стремятся украинцы, «если президент Зеленский убедит Трампа, что он начнет расследование» по поводу того, что украинские чиновники пытались саботировать предвыборную кампанию Трампа в 2016 году.
Тема расследований была поднята и во время июльского разговора Трампа и Зеленского, и Зеленский, казалось, был открыт к запросу Трампа скоординировать работу с генеральным прокурором Уильямом Барром (William P. Barr) и Джулиани. В течение нескольких недель Волкер и Сондлэнд разрабатывали проект заявления вместе с Ермаком.
Опубликованные тексты предположительно свидетельствуют, что после разговора президентов начались переговоры по поводу заявления, в котором упоминались бы расследования и которое удовлетворило бы Трампа.
10 августа Ермак выразил готовность «сделать это заявление и упомянуть все эти вещи», но заметил, что для начала украинцы хотят получить «гарантию будущего визита» в Вашингтон. «После того, как у нас будет назначена дата, мы созовем брифинг для прессы, объявим о грядущем визите и наметим предстоящую перезагрузку в отношениях между США и Украиной, упомянув в том числе расследования по поводу Burisma и вмешательства в выборы», — написал Ермак.
Волкер ответил: «Звучит здорово!»
Джулиани заявил, что он знал об этом заявлении, но написано оно было не по его указу.
Джулиани сказал, что заявлением занимались Сондлэнд и Волкер, и что он не уверен, что в этом участвовал Трамп.
«У меня нет никакой информации, которая указывала бы, что это сделано по его запросу, но я также не могу вам сказать, что это не так», — сказал он.
Он сказал, что, по его мнению, это заявление должно было стать частью серии заявлений правительства Зеленского по поводу назначения новых прокуроров и других должностных лиц.
«Он должен был сделать или сказать что-то, что заверило бы всех — то есть, наших людей — что он собирается предпринять серьезные меры в связи с коррупцией, — сказал Джулиани. — Я знаю, что расследования — будь то сговор или расследование по Burisma — были бы включены во все это, но это должно было стать частью более общего заявления по поводу активной борьбы с коррупцией».
Белый дом на запрос о комментарии не ответил. Помощники Зеленского не сразу отвечали на запросы о комментарии, посланные, когда на Украине была ночь.
Несмотря на обвинения Трампа в коррупции в адрес Байденов, нет никаких доказательств, что бывший вице-президент сознательно предпринял какие-то шаги, чтобы помочь своему сыну или газовой компании, которая платит ему на должности члена правления.
Трамп неоднократно высказывал предположения, что это Украина, а не Россия была ответственна за взлом данных Демократического национального комитета, однако, они были полностью опровергнуты. Хотя некоторые украинские чиновники выступали против Трампа в 2016 году, утверждения Трампа и бывшего председателя его кампании Пола Манафорта (Paul Manafort) о том, что документы, опубликованные на Украине в том году и свидетельствующие об участии Манафорта в финансовом мошенничестве, сфальсифицированы, оказались не обоснованы.
Но Трамп продолжал оказывать давление на Украину, чтобы та расследовала это дело, и при этом у него росло число помощников, включая Волкера, который на прошлой неделе ушел в отставку с поста специального посланника Государственного департамента на Украине, и Сондлэнда, роль которого в отношениях с Киевом становится все более значительной.
62-летний Сондлэнд сколотил состояние на отелях и уже много лет является видным спонсором и сборщиком средств для республиканцев.
Он отказался от своей роли главного сборщика средств для Трампа в 2016 году, сославшись на его пренебрежительные комментарии в адрес иммигрантов и семьи убитого американского солдата-мусульманина.
Однако Сондлэнд через свои компании пожертвовал миллион долларов инаугурационному комитету Трампа, который впоследствии в прошлом году пригласил Сондлэнда стать послом США в Европейском союзе.
Представители администрации сказали, что традиционно эта роль мало что общего имеет с Украиной, которая не входит в Европейский союз, но Сондлэнд все активнее работает над тем, чтобы стать центральной фигурой в украинской политике.
В администрации Сондлэнда воспринимают как более лояльного Трампу, чем был Волкер, помощник сенатора Джона Маккейна (John McCain), который откровенно критикует президента.
В прошлом месяце Сондланд сказал репортерам, что считает Украину одной из тех немногих политических областей, где добиться результатов несложно и где Европейский союз мог бы работать вместе с Вашингтоном для улучшения отношений.
По словам людей, посвященных в эти события, Сондлэнд вызвал некоторое недовольство в Государственном департаменте и Совете национальной безопасности, попросив, чтобы его включили в делегацию для присутствия на инаугурации Зеленского. Затем Сондлэнд участвовал во встрече в Овальном кабинете с другими членами делегации, куда входил и Волкер, а также министр энергетики Рик Перри (Rick Perry) и сенатор Рон Джонсон (Ron Johnson), республиканец от Висконсина, чтобы рассказать Трампу о впечатлениях делегации о Зеленском.
Когда делегация похвалила Зеленского и призвала Трампа полностью поддержать новое украинское правительство, президент отмахнулся. «Это ужасные люди, — сказал он об украинских политиках, по словам людей, осведомленных о встрече. «Они все коррумпированы, и они пытались мне навредить».
Сондлэнд продолжил строить отношения с Зеленским, в июне пригласив его на обед в миссию США в Европейском союзе в Брюсселе, а затем встретившись с ним снова в июле в Киеве вместе с Волкером на следующий день после звонка Трампа.