Президент Украины Владимир Зеленский готов дать Донбассу особый статус. В Киеве его обвиняют в предательстве — так называемую формулу Штайнмайера многие украинцы считают «троянским конем».
К войне на Украине можно относиться по-разному, но факт остается фактом: без России мира в стране не добиться.
1 октября новый президент Украины Владимир Зеленский сообщил, что он подписал так называемую формулу Штайнмайера. Ее предложил в 2016 году Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier, тогда министр иностранных дел, а ныне президент Германии — прим. перев.), и как концепция она очень проста.
Контролируемая Россией область в Донбассе получает автономный статус. Все войска должны покинуть регион. Выборы проводятся согласно украинским законам под наблюдением ОБСЕ. Украина снова получает контроль над своими границами.
Все страны так называемой Нормандской четверки — Украина, Россия, Германия и Франция — признали эту модель. Другими словами, это простое решение, которое одобрили все. В чем же проблема?
Их несколько.
С украинской точки зрения, опасность в том, что формула Штайнмайера может оказаться троянским конем. Свободные выборы — это звучит хорошо, но с 2014 года в Донбассе масштабно развернулась российская пропаганда. Многие из жителей региона уехали, и вовсе не факт, что оставшиеся будут голосовать за лояльные Киеву партии. Потребуется обширный логистический и административный процесс, чтобы дать возможность проголосовать всем, кто жил в Донбассе до начала войны. Но это возможно.
Нужно не только гарантировать вывод российских войск из региона, но и не дать избирательным органам противодействовать украинской центральной власти. Такие вещи на практике очень сложно контролировать.
Формула Штайнмайера не регламентирует, что должно быть сделано в первую очередь: или регион сначала получит статус автономии, а потом пройдут выборы, или наоборот. Существует много неясностей, которые надо прояснить, и каждая — потенциальная ловушка.
Наконец, многим украинцам отвратительна мысль, что власти таким образом поощряют Россию.
19 сентября сотни людей вышли на митинг перед зданием администрации президента в знак протеста против того, что они называют «путинской моделью». По мнению демонстрантов, формула Штайнмайера равносильна измене родине. Группа украинских представителей власти подписали прошение к Зеленскому, призывая не выбирать этот путь. Среди них — Владимир Огрызко и Богдан Тарасюк.
В то же время Николай Капитоненко, профессор международных отношений киевского университета имени Тараса Шевченко, говорит, что Украине придется заплатить определенную цену, как бы она ни поступила. Если не соглашаться на автономию Донбасса, придется продолжать мириться с вялотекущим конфликтом.
«Мы хотим добиться мира, не заплатив за это ничем. Вот почему украинские политики так эмоционально реагируют», — сказал Капитоненко независимому изданию Hromadske.
«Зеленского сейчас вынуждают провести „красные линии". Но если провести на карте „красные линии„ всех участников конфликта, говорить будет не о чем. Это вернет нас к безопасной позиции Порошенко, которая подразумевала, что мир может быть заключен только на условиях Украины, чего в нынешней ситуации добиться нельзя», — объясняет Капитоненко.
Его высказывание заставило меня задуматься о собственной родине. В июне и июле 1944 года, когда Красная Армия наступала на Карельский перешеек, судьба Финляндии висела на волоске. В результате отчаянной борьбы Финляндии удалось остановить русских, но по мирному договору 1947 года она потеряла Выборг, Печенгу и Карельский перешеек. Пока коммунисты не проиграли выборы в 1948 году, на кону стояла независимость Финляндии. На Западе, в том числе и в шведской комиссии по иностранным делам, были уверены, что Финляндия станет государством-сателлитом СССР.
Финляндия была в иной ситуации, нежели Украина, ведь во Второй мировой войне она оказалась на стороне проигравших. Но есть и некоторое сходство: как ни поверни, пришлось договариваться с дьяволом, сидящим в Кремле.
Конечно, Зеленский не один за столом переговоров: с ним — Франция и Германия. У Украины больше друзей на Западе, чем было у Финляндии в 1944-1947 годах. Проблема в том, что никто из них не готов пожертвовать ни единым солдатом, чтобы Украина вернула себе Крым и Донбасс.
Кроме того, Франция и Германия будут давить не только на Путина. Они будут давить и на Зеленского, потому что уже давно хотят конкретных успехов в решении донбасского конфликта.
Во время переговоров между двумя воюющими странами, из которых одна значительно могущественнее другой, мораль редко оказывается в победителях. На Украину вторглись, ее обидели, но именно ей все равно приходится идти на компромисс, чтобы добиться мира. Я не знаю, о чем думает Зеленский, но нашумевший обмен пленными месяц назад показывает, что он это осознает.
Похоже, среди его приоритетов — стремление положить конец насилию и сделать жизнь народа сносной. Для этого приходится принимать неприятные решения. Но, если уж на то пошло, могут ли у европейского лидера быть иные приоритеты?
Формула Штайнмайера
Формула Штайнмайера на практике — упрощенная версия Минских соглашений. Ее представил в 2016 году тогдашний министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
Формула сводится к тому, что контролируемый Россией Донбасс получает автономию в границах Украины, все войска оттуда выводятся, а выборы проходят под наблюдением ОБСЕ.
Формула была разработана, чтобы воплотить в жизнь Минские соглашения, но, после того как в 2015 году украинский парламент признал особый статус Донбасса, ничего не произошло. Важнейшая причина — в том, что Россия сохранила контроль над территорией, нарушая границы Украины. Кроме того, критики посчитали, что особого статуса Донбасса, одобренного парламентом, было недостаточно.
Вопрос об аннексированном Россией Крымском полуострове не затрагивают ни Минские соглашения, ни формула Штайнмайера.