8 сентября в России прошел единый день голосования. Избирали в том числе и нового губернатора Мурманска. Вплоть до самого дня выборов пресса много писала о протестах. Особенно жесткой картина была в Москве, где на несанкционированные митинги собиралось множество людей. Полиция действовала жестко, многие были арестованы. Конфликт начался из-за того, что многим оппозиционным политикам отказали в регистрации на выборах.
Мурманская областная избирательная комиссия отклонила 9 из 15 кандидатур, но никаких протестов это не вызвало. Основное внимание уделялось тем, кому удалось убедить избирательную комиссию, в особенности одному кандидату — Андрею Чибису, временно исполняющему обязанности губернатора и кандидату от «партии власти» «Единая Россия». Интересно было, сколько именно голосов получит Чибис. По крайней мере, точно сказать было сложно.
Президент Путин назначил Чибиса на должность, после того как 21 марта этого года подала в отставку Марина Ковтун. Он никак не был связан с Мурманской областью и прилетел прямо из Москвы. Будучи действующим губернатором, Чибис первостепенное внимание уделял встречам с населением региона. Его усилия впечатлили председателя регионального парламента и лидера регионального отделения «Единой России» Сергея Дубового, который высоко оценил умение Чибиса вникать в любой вопрос и принимать конкретные и компетентные решения.
В то же время Чибиса раскритиковал региональный лидер «Либерально-демократической партии России» (ЛДПР) и один из его конкурентов на губернаторских выборах Максим Белов. Белов отметил, что работа губернатора состоит не в том, чтобы бегать «со двора во двор» — он должен иметь иметь дело с Москвой и применять средства, выделяемые на развитие региона. Однако поддержка местного населения имеет важнейшее значение для регистрации на выборах. Сам Белов занял второе место с 18% голосов.
Надо сказать, что Чибис не преминул выполнить задачу по взаимодействию с Москвой. Зарегистрировавшись в качестве кандидата в губернаторы, в разгар активной избирательной кампании Чибис получил от Москвы средства в виде дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Незадолго до выборов Чибис встретился в Москве с президентом Путиным. По словам Чибиса, они договорились, что Москва будет помогать региону в будущем. Чибис с оптимизмом заявил, что российский президент поддерживает все проекты развития региона, в том числе создание арктического научно-образовательного центра мирового уровня. Такой центр может укрепить положение Мурманска как российской столицы Арктики.
Чибис также заключил выгодные договоры с бизнес-сообществом. «Новатек», развивающий успешный проект по поставкам сжиженного газа с Ямала, пообещал оплатить медицинское оборудование стоимостью в 322 миллионов рублей. Такое использование административного ресурса для поддержки «правильного» кандидата — известный прием. Ковтун сделала административные ресурсы доступными, подав в отставку. Президент Путин дал понять, что именно Чибис — «правильный» кандидат, и позволил ему распоряжаться этими ресурсами, назначив его на должность исполняющего обязанности губернатора.
Но то, как именно Чибиса продвигали на эту должность, еще не значит, что он для нее не подходит. Похоже, что Чибиса выбрали, чтобы он решил некоторые из самых серьезных проблем региона. С другой стороны, маргинализация региональной элиты — рискованная стратегия, так как способность губернатора выполнять свою работу отчасти зависит и от нее.
Чибис родился в Чебоксарах, столице республики Чувашия в Центральной России. Он изучал юриспруденцию в Москве и работал адвокатом, потом подался в политику в Рязанской области, а затем и в Чувашии. В 2006 году он перешел на федеральный уровень — в департамент регионального развития Минэкономразвития России. Его карьера вращалась вокруг строительства и коммунальных услуг — сектора, с которым в Мурманской области дела обстоят плохо. С 2013 года и вплоть до назначения в марте этого года Чибис был заместителем министра жилищно-коммунального хозяйства, а с 2014 — еще и главным государственным жилищным инспектором России.
Чибис представляет «Единую Россию» — самую сильную и старую партию власти со времен Советского Союза. Партия доминировала в Государственной Думе с 2003 года, а в мурманской областной Думе — с 2007 года. С Чибисом во главе и Дубовым в качестве главнокомандующего региональная элита по-прежнему крепко связана с «Единой Россией».
Хотя «Единая Россия» хорошо представлена на всех уровнях федерации, она не является однозначно полезным инструментом для продвижения «правильных» кандидатов на высокие посты. В Москве кандидаты от «Единой России» выдвигались как независимые (самовыдвиженцы), а не от партии. Чибис должен был сделать то же самое, но потом после беседы с генеральным секретарем партии передумал. Пожалуй, это было неглупым решением, так как ни одному независимому кандидату в итоге не позволили баллотироваться на губернаторских выборах в Мурманске.
Задача Чибиса — улучшить качество жизни населения в регионе и способствовать федеральной координации. Может, мы и живем в эпоху глобализации, но локализация тоже все чаще становится актуальной, и относительная изоляция России после аннексии Крыма — как вынужденная, так и добровольная — хороший тому пример. Санкции положили конец энергетическому сотрудничеству с западными компаниями в Арктике, как и некоторым амбициозным планам России. Мечты об арктическом энергетическом процветании, которое решило бы многие проблемы Мурманской области, пошли прахом. Проблемы региона придется решать более трудными способами. Другими словами, у Чибиса впереди сложная работа.
В Мурманске считают проблематичным (и даже нелогичным), что Норвегия, которая не входит в ЕС и которая «как бы» должна быть хорошим северным соседом России, решила присоединиться к санкциям. В некоторых областях трансграничное сотрудничество по-прежнему хорошо развивается, но Москва и Мурманск в основном сосредоточены на внутренних проблемах и возможностях. В сегодняшней геополитической ситуации это естественно и может окупиться в долгосрочной перспективе.
Хотя «борьба» за природные ресурсы в Арктике то и дело упоминается в громких заголовках, в реальности большая часть легкодоступных ресурсов находится на безусловно российской территории. У России достаточно времени, чтобы начать добывать эти ресурсы, и Мурманск — естественный центр такого рода деятельности. Лучше, если российские арктические приключения, когда они начнутся, будут пользоваться поддержкой крупного города, а не региона, который нуждается в «спасении».
Сотрудничество с Норвегией не прекратится, но оно не будет приоритетом на повестке дня. В будущем, с точки зрения Российской Федерации, важно развивать сам Мурманский регион. Большой вопрос заключается в том, способен ли Чибис сбалансировать региональные и федеральные интересы или же он будет разрываться между ними. Если ему это удастся, возможно, он станет именно тем человеком, кому, наконец, удастся помочь региону реализовать свой потенциал. Ведь именно его многие считают воротами России в Арктику.