Индия является региональной державой Южной Азии — одного из самых важных регионов мира. Страна имеет выгодное геополитическое положение и занимает 7-е место в мире по площади территории (примерно 3,3 миллиона квадратных километров). Она также занимает второе место в мире после Китая по численности населения, что придает ей особое значение на международной арене.
За последние годы участие Индии в мировой политике приобрело заметный характер, особенно в связи с ее ядерными испытаниями в 1998 году, которые усилили напряженность в отношениях государства с традиционными соперниками — Пакистаном, Китаем и Россией.
Хотя с конца 20-го века экономика Индии демонстрирует относительно высокие темпы роста, наблюдается бум в области информационных технологий и развитие ядерного потенциала, страна находится в нестабильной с точки зрения безопасности среде и сталкивается с потенциальными угрозами разного характера, поскольку находится между ядерными державами — Китаем, Россией и Пакистаном.
По словам Апарны Панде, директора «Инициативы будущего Индии и Южной Азии» Гудзонского института (Hudson Institute), после визита премьер-министра Нарендры Моди в Париж 22 августа стало очевидно, что Франция заменила Россию в качестве надежного друга и партнера Индии в западном мире.
Апарна опубликовала статью на веб-сайте института, в которой обозначила факторы недавней активизации французской роли в Индии. Ярким проявлением последней является поддержка индийской позиции во время закрытого заседания Совета Безопасности, где Индия объявила о своём решении по поводу автономии в Кашмире. Это заседание было созвано Пакистаном при поддержке Китая 17 августа, впервые за 54 года со времени последнего обсуждения проблемы Кашмира в 1965 году.
Обрела ли Индия нового европейского партнера в лице Франции?
В период «холодной войны» Индия считала Советский Союз своим партнером, который мог использовать право вето в Совете Безопасности по вопросам, волнующим Нью-Дели. Советское руководство с большим вниманием относилось к интересам национальной безопасности Индии, особенно в отношении Пакистана и Кашмира, и предоставляло ей значительную экономическую и военную помощь.
Сегодня Россию больше заботит сближение с Китаем, и она не относится к индийским опасениям с таким же пониманием, как прежде, особенно когда речь идет о Пакистане и Афганистане.
В то же время напряженными стали отношения Индии с Великобританией. Нью-Дели сомневается в готовности Лондона учитывать его интересы в отношении Пакистана и Кашмира, а потому нуждается в новом европейском партнере.
Каковы причины ухудшения российско-индийских отношений?
Индия и Россия всегда считали себя старыми добрыми друзьями. Однако с изменением соотношений сил в мире две страны уже не могут похвастаться той же степенью дружбы, как было раньше.
Начало сотрудничества между Индией и Россией восходит к 1950-м годам. В эпоху «холодной войны» Индия полагалась на Москву в области военных поставок, однако интенсивное сближение с Соединенными Штатами и западными странами в последние годы негативно повлияло на отношения Нью-Дели и Москвы.
В свою очередь, последняя стала развивать отношения с Пакистаном, главным конкурентом Индии. Нью-Дели все чаще покупает оружие у других стран, таких как Франция и Израиль, хотя большая часть его старой военной техники имеет российское происхождение и в этом отношении страна зависит от Москвы. Очевидно, Индия не хочет класть все яйца в одну корзину. Другими словами, сближаясь к США, она пытается сбалансировать свои отношения с традиционными союзниками, такими как Россия, которая, как было сказано, установила более тесные связи с Пакистаном за последнее время.
Когда речь идет о вопросах обороны, об уступках не может быть речи. Индия граничит с Пакистаном и Китаем, двумя странами, с которыми у неё довольно напряженные отношения. В этой связи Индия дает понять, что сделает все возможное, чтобы быть максимально обезопасить себя.
С другой стороны, Индия обеспокоена сегодняшним сближением позиций Пакистана и России по вопросу роли талибов в Афганистане. Нью-Дели пытается всяческим образом вывести Москву из-под влияния стратегии Исламабада в Афганистане. По его мнению, решение афганской проблемы — это процесс национального примирения, возглавляемый афганским правительством, без какого-либо вмешательства Пакистана или талибов.
Франко-индийские отношения: Франция в поисках утраченной славы!
В течение семи десятилетий после обретения индийской независимости Нью-Дели и Париж поддерживали тесные связи и имели схожие позиции по многим региональным и глобальным вопросам. За прошедшие годы Индия нашла надежного партнера в Елисейском дворце и начала расширять двусторонние стратегические отношения. В 1998 году было подписано соглашение о стратегическом партнерстве, чтобы согласовать позиции между странами и укрепить сотрудничество в военной сфере.
Франция была единственной европейской страной из числа постоянных членов Совета Безопасности ООН, которая поддержала Индию как ядерную державу в 1998 году, в то время как большинство стран ввели против нее экономические санкции.
Примем также во внимание изменившиеся правила игры после сближения Индии и Франции. Попытка оказать давление на Китай, чтобы ограничить его роль, гонка за региональное и глобальное превосходство — все эти мировые процессы дали новый импульс к еще большему сближению двух стран. Ситуация на международной арене изменилась, поскольку роль Соединённых Штатов во многих регионах сократилась.
Франция хочет вернуть былую славу и международное влияние, и потому ищет партнеров в районах Индийского и Тихого океанов, таких как Индия и Япония. В свою очередь, Нью-Дели также стремится найти своё место на международной арене. Поэтому мы можем выделить многие факторы сближения двух стран, которые делают такое партнёрство реальной возможностью.
Кроме того, Нью-Дели хочет воспользоваться влиянием Парижа в Африке через регион франкоязычных стран, что может способствовать активизации Индии на африканском континенте. Страна сыграла важную роль в Парижском соглашении об изменении климата 2015 года, и обе страны создали так называемый Международный солнечный альянс.
«Франция — лучший партнер Индии в Европе»
В марте 2018 года президент Эммануэль Макрон во время своего визита в Индию заявил, что Франция должна стать лучшим партнером Индии в Европе, ее воротами на европейский континент. В ходе визита Макрон стремился заключить договор с Индией, получив выгоду от выхода Великобритании, исторического партнера Индии, из Европейского союза.
Франция и Индия подписали соглашение о предоставлении индийским судам доступа к французским базам в Индийском океане (Джибути, ОАЭ и Реюньон), где растущее влияние Китая беспокоит Нью-Дели.
Обе стороны также подписали несколько торговых и военных соглашений: Париж продал Индии 36 самолётов Rafale и 6 подводных лодок Scorpene. Еще 15 соглашений были подписаны в области авиастроения, охраны окружающей среды, развития климатического партнерства, туризма, культуры, а также в отношении некоторых объектов, таких как водоочистные сооружения.
Индия, население которой составляет 1,25 миллиарда человек, находится в центре внимания многих стран, стремящихся воспользоваться выгодами от выхода на столь огромный рынок. Объём торговли между Францией и Индией остается скромным и не превышает 11 миллиардов долларов. Тем не менее, Елисейский дворец ожидает улучшения показателей. Французский экспорт в Индию увеличился на 30% в 2017 году.
В ядерной области Париж также надеется добиться успехов, а именно прогресса в строительстве шести ядерных реакторов. «Проект на правильном пути», — заявил в ноябре прошлого года министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан, находясь в Нью-Дели.
Французско-индийские отношения: военное сотрудничество
Усиление партнерских отношений двух стран подтверждается множеством моментов. Париж поддержал индийскую политику, особенно по вопросу Кашмира, где обе страны придерживаются одной политической и военной линии. Во время Каргильской войны в регионе Джамму и Кашмир в 1999 году с помощью артиллерийских установок Bofors, купленных у шведов, индийцы атаковали опорные пункты боевиков при поддержке французских самолетов Mirage. Последние обстреливали пакистанские объекты и солдат на вершинах Кашмирских гор. Индия быстро вернула контроль над ними и завершила Каргильскую войну, которая едва не привела к четвертой войне между Индией и Пакистаном по спорному региону Кашмира.
Нью-Дели также имел стратегическое значение для планов Министерства обороны Франции в 2013 году, если учесть ее влияние в западной части Индийского океана, от островов Реюньон и Майотта до Абу-Даби и Джибути, а также между Андаманскими и Никобарскими островами в восточной части Индийского океана.
В соответствии с соглашениями о передаче технологий стороны работают над рядом совместных проектов: подводные лодки Scorpene, сборка шести военных кораблей и оснащение их противокорабельными ракетами. Стоимость проекта оценивается примерно в 3 миллиарда долларов. Также идёт работа по модернизации самолетов Mirage-2000 стоимостью 3 миллиарда долларов, производству ракет класса «земля-воздух», а также сотрудничество между Национальным центром космических исследований Франции (CNES) и Индийской организацией космических исследований (ISRO). Также в настоящее время французы стремятся продать Индии атомные подводные лодки.
Военно-морские и военно-воздушные учения придают новый импульс и стратегическое измерение роли Индии в формировании баланса в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Угрожает ли «тирания Моди» индийско-французским отношениям?
Надо сказать, в международных отношениях нет констант. Французско-индийское партнерство, которое развивалось с конца двадцатого века, столкнулось с коррупцией при продаже французских самолетов Rafale и тиранией фанатичного индуистского премьер-министра Нарендры Моди, который искажает французские либеральные ценности. Такого мнения придерживается Le Monde. В июне журналист издания Жюльен Пуассо опубликовал статью о том, что французы обеспокоены тем, что «надежный партнер» Франции превратился в тирана с тех пор, как в 2014 году к власти пришла индуистская националистическая партия «Бхаратия джаната» во главе с Нарендрой Моди. Однако Франция решила поставить свои интересы выше демократических ценностей.
В статье говорится, что Моди стремится выглядеть демократом, говоря о поддержании мира и международной безопасности. Тем не менее, в его сладких речах таится горечь, а руки нового правителя по локоть в крови. И хотя Моди напрямую не отдает приказы убивать мусульман, он закрывает глаза на индуистские экстремистские группировки, действующие против мусульман. Особый интерес представляет тот факт, что в некоторых случаях они действуют совместно с индийской полицией.
После прихода к власти в Индии Нарендры Моди в Кашмире усилилась напряженность из-за того, что он осуществил мечту индуистских националистов, которую они лелеяли более 70 лет. Моди отменил особый статус для штата Кашмир, позволив индуистским боевикам сделать еще один шаг на пути превращения Индии из многоконфессионального государства в индуистское.
Идеология партии «Бхаратия джаната» не способствует социальному примирению, так как она базируется на этническом и религиозном превосходстве индусов. Кроме того, «Бхаратия джаната» считает себя главным защитником единства Индии перед растущей исламской угрозой.
Нельзя обойти стороной и большой коррупционный скандал, связанный с закупкой новых истребителей Rafale у Франции, который привел к разладу в отношениях между двумя странами. В апреле этого года газета Le Monde сообщила, что Индия была готова купить истребители Rafale у Франции по высокой стоимости в обмен на аннулирование долгов компании, принадлежащей бизнесмену, который входит в близкое окружение премьер-министра Индии Нарендры Моди.
Франция аннулировала налоговую задолженность в размере 143,7 миллионов евро для французской компании Reliance Communications, которая принадлежит индийскому бизнесмену Анилу Амбани. Разгоревшийся коррупционный скандал вынудил индийские власти пересмотреть сделку о покупке истребителей Rafale, после того как выяснилось, что стоимость одного французского самолета возросла более чем в два раза от первоначальной суммы.
В свою очередь, издание Military Watch отметило, что европейские самолеты показали себя менее эффективными и дорогими. Так, цена одного французского истребителя составляет порядка 210 миллионов евро. Именно поэтому Индия проявляет большой интерес к покупке российских истребителей.