На той неделе Госсекретарь США Майк Помпео отправился в непродолжительное турне по Западным Балканам и посетил Черногорию и Македонию. Что касается повестки, то, судя по всему, высокопоставленный американский дипломат прибыл для того, чтобы предостеречь регион от двух серьезных опасностей: китайских инвестиций и российского вмешательства.
Сначала Помпео приехал в Черногорию к своему старому союзнику Мило Джукановичу, а потом посетил Македонию, где в пятницу заявил, что весь регион должен «защищаться и противостоять вредному влиянию».
Чем же на самом деле обеспокоен Помпео? Во время пресс-конференции в Охриде он сказал: «Сердца и умы жителей Северной Македонии должны вести страну вперед, а не русские боты и тролли в социальных сетях».
Еще не так давно именно на такое предостережение делалась основная ставка во время американских дипломатических турне. Теперь же его объединили с другой угрозой — китайскими инвестициями. «Я также предупреждал о рисках китайских инвестиций в чувствительные технологии и обременительной китайской стратегии обеспечения сделок с инфраструктурой», — отметил Помпео.
Откуда столько опасений? Неужели Китай уже стал сильным соперником Запада на Западных Балканах? Это смотря с какой перспективы оценивать, ведь, по данным Европейской комиссии, что касается прямых инвестиций в Западные Балканы, то евросоюзные вложения составляют 70% от общего объема, а китайские — всего один!
Но не текущая статистика беспокоит американцев, а перспектива. Что касается только инфраструктурных инвестиций, то за последние шесть лет Китай значительно увеличил вложения на Балканах и уже догнал в этой сфере Европейский Союз.
Есть интересные цифры, на которые нам стоит обратить особое внимание. Процентное соотношение долей Европейского Союза и Китая в инфраструктурных инвестициях в нашем регионе — 50 к 50, а в общих инвестициях — 70 к 1 проценту. Ясно, что Китай идет туда, где для него это важно, в отличие от Европейского Союза, чьи инвестиции мотивированы, прежде всего, выгодой (хотя, конечно, они благоприятны и для целевых стран).
Конечно, не стоит думать, что Китай не заинтересован в заработке. Заинтересован. Но точно так же не секрет, что так называемая «дипломатия кредитной ловушки» не американское изобретение, а одна из тактик, которыми Китай активно пользуется. Вообще можно долго говорить о природе иностранных инвестиций. Какая-то «ловушка» всегда присутствует, о ком бы ни шла речь, и страны, которые идут в бизнес, должны сами, насколько это возможно, избегать подобных ловушек, чужие интересы обращая в собственные.
Китайские инвестиции можно объективно критиковать, но США, которые сейчас ведут жестокую торговую войну с Китаем, не могут быть объективным критиком. Факты есть факты, и один из них заключается в том, что страны всего мира, в особенности те, которые развиваются или отстают в развитии от западного мира, приветствуют подъем Китая как в экономическом/инвестиционном смысле, так и на международной арене вообще. Более того, некоторые страны даже винят Китай в том, что он не прилагает бòльших усилий для уравновешивания американского влияния (и американского давления).
Все, кто жил на Балканах и кто имел возможность их объехать, хорошо знают, в каком состоянии пребывает инфраструктура. Балканские страны остро нуждаются в восстановлении и обновлении объектов инфраструктуры, в особенности транспортной (железные дороги, шоссе, мосты, морские порты, аэропорты и так далее). Лидеры этих стран обоснованно подчеркивают, что ситуация настолько тяжелая, что им не приходится выбирать, кто займется реализацией ключевых проектов. Главное, чтобы работы были выполнены.
Никто не мешает Европейскому Союзу и США вступить в эту гонку. Более того, скорее всего, их инвестиции даже больше приветствовались бы. И не только в Подгорице или Скопье, но и на всей территории Западных Балкан. Правда, этих инвестиций либо нет, либо они не в состоянии конкурировать с китайскими. С другой стороны, Китай расценивает инфраструктурные проекты на Балканах не только как выгодную сделку, но и как средство достижения собственных целей.
В каком-то смысле можно сказать, что Китай буквально развивает «собственную» инфраструктуру, так как нуждается в ней для реализации гигантского проекта Нового шелкового пути. Он крепко свяжет Азию с Европой, а самую большую выгоду из него извлечет как раз Китай. Балканские страны должны вести мудрую игру и помнить обо всем этом. От Китая они должны добиваться самых выгодных условий, аргументируя тем, что «ваши товары все равно будут перевозиться по этим дорогам и железнодорожным путям». Балканские страны могли бы себе во благо обратить даже ту напряженность, которая существует между Вашингтоном и Пекином, ведь за столом переговоров они могут заявить китайцам: «Нам непросто. Американцы давят на нас, поэтому вы должны пойти на значительные уступки нам…»
Правда, пока Западные Балканы так и не научились пользоваться своим географическим и политическим положением во имя собственной выгоды, хотя следовало бы. Не секрет, что бывшая социалистическая Югославия весьма успешно использовала мировую напряженность себе во благо, занимая позицию между Востоком и Западом и добиваясь для себя самых выгодных условий (зачастую от обеих сторон). Конечно, подобная политика также может быть опасной.
Если Югославия, которая представляла собой одно компактное целое, являлась «проблемой», то ее распад на ряд мелких государств стал «выходом» для тех, кто больше не хотел ей потакать. Это стало понятно сразу же, как только на мировой арене прекратилось соперничество между США и СССР, так как один из соперников перестал существовать.
Бывшие республики СФРЮ сегодня пользуются меньшим, значительно меньшим влиянием. Но могут ли они хотя бы в чем-то сделать ставку на собственные интересы и выиграть? Можно попробовать, и, вероятно, они так и сделают. Именно это подозревает Майк Помпео, поэтому он и приехал. Его «благие» советы на самом деле являются скрытыми угрозами в адрес стран Западных Балкан. Так американцы хотят помешать их (слишком тесному) сотрудничеству с собственными конкурентами — Россией и Китаем.
Кто больше, тот, конечно, сильнее. Но дело не только в этом. Одной из причин, почему современные страны Западных Балкан не в состоянии реализовывать «югославскую тактику», заключается в том, что соперничество между Востоком и Западом все еще не обострилось настолько, чтобы можно было снова поставить все на эту карту. И США, и СССР были сверхдержавами, в целом равными по силам и решимости. При Тито Югославия могла угрожать той или иной стороне значительным сближением с ее соперником и при этом быть уверенной, что этот соперник (если такое случится) на самом деле поддержит ее. Таким образом Югославия сумела избежать возможных советских вторжений, а также американского доминирования.
Сегодня ситуация такова, что вряд ли какое-нибудь государство решится полностью переориентироваться на Восток, так как никто не может быть уверен в том, что этот самый Восток встанет на его защиту и спасет, если американцы очень разозлятся. Как я уже отмечал, Китай все еще не заявил о себе на мировой политической арене. В основном он только «молчит и работает». Это хорошо и плохо одновременно. В зависимости от того, как посмотреть. Россия ведет себя более активно, но не настолько, чтобы вселять большие надежды. Все видели, запомнили и приняли к сведению, что произошло с Виктором Януковичем, когда в один прекрасный день он сообщил лидерам ЕС, что отказывается от дальнейшего сближения с Европейским Союзом и хочет переориентироваться на российский Евразийский союз.
Если бы силы Востока и Запада были сопоставимы в устраивающей балканцев степени, то страны нашего региона так не стремились бы в Европейский Союз, образование, которое само по себе весьма шатко. Тем не менее мы наблюдаем подъем Востока, точнее усиление российско-китайского влияния. Когда-нибудь силы все же сравняются, и тогда Западным Балканам нужно будет проявить небывалую мудрость и воспользоваться ситуацией в своих интересах. Если мудрости не хватит, то все может закончиться для региона очень плохо. Сильные державы снова сделают его ареной для сведения счетов друг с другом «через посредников». Этого сценария мы должны избежать любой ценой, и уже сейчас нам стоит крепко об этом задуматься.