В отношении опального российского олигарха ведется расследование по обе стороны Атлантики после того, как было закрыто несколько гражданских дел. Британское Национальное агентство по борьбе с преступностью (NCA) и американское Управление по контролю над иностранными активами (OFAC) получили подробные сведения о действиях с участием Владимира Гусинского. В задачи NCA входит противодействие отмыванию денег, а OFAC выявляет лиц, которые считаются угрозой национальной безопасности США, пишет Фил Браунд.
В прошлом году OFAC включило в «черный список» нескольких российских физических и юридических лиц.
Одной из организаций, недавно попавших в санкционный список, была компания «Газпром-Медиа», с которой Гусинский вел серьезные дела. Он даже хвастался, что у него с ними и Кремлем заключено «нерушимое соглашение».
Выясняется, что с 2017 года мультимиллионер Гусинский подал в судебные инстанции США ряд исков против американских компаний. Большинство дел были зарегистрированы как иски, в которых истцом выступал «Отзывной траст» Владимира Гусинского.
Этот траст зарегистрирован под названием Capital Resources Group Inc. по адресу в Чикаго, а в качестве руководителя указан некий «Владимир Гусинский». Указанная дата его рождения — 17 января 1955 года, а имя жены — Эллина Гусинская. Этот тот самый Гусинский, или это удивительное совпадение.
Судебные иски в США
В своих судебных исках он часто ссылается на то, что компании действовали не в его законных интересах и не в интересах других акционеров, которых он якобы представляет. Но всего через несколько недель после подачи исковых заявлений его адвокаты почти всегда отказывались от исков в добровольном порядке.
Согласно данным, указанным в судебных документах, Гусинского, как правило, представляет американская фирма «Ригродский и Лонг» (Rigrodsky and Long).
У фирмы есть офисы в Делавэре, Калифорнии и Нью-Йорке и, как в ней утверждают, она специализируется на делах, связанных с нарушениями федеральных законов о ценных бумагах, нарушениями фидуциарных обязанностей корпоративными инсайдерами и нарушениях законов о защите прав потребителей, и действует от имени институциональных и индивидуальных инвесторов.
Как следует из данных одного из многих исков, указанных в общедоступных материалах из нескольких источников в Великобритании и США, в 2017 году «Отзывной траст Владимира Гусинского» подал иск против компании "Exar Corporation" в судебные инстанции федерального окружного суда Северного округа Калифорнии.
Истец обвинил бывших директоров в нарушении обязательств, и это обвинение повторялось в нескольких других аналогичных исках, поданных «Трастом». Вскоре после подачи искового заявления оно было отозвано в добровольном порядке на условиях, которые так и не были выяснены (пока).
Другим примером является иск, поданный «Трастом» против компании "KLX Inc et al" в 2018 году в Федеральный суд штата Делавэр.
Охарактеризованный как предполагаемый «коллективный иск», поданный от имени «акционеров публичной компании», он был вскоре тоже отозван в добровольном порядке на секретных условиях.
Софи Эйр (Sophie Eyre), партнер ведущей международной юридической фирмы Bird and Bird, расположенной в Лондоне, сказала: «Такой масштаб искового производства весьма необычен, как необычно и то, что его неоднократно раз за разом начинали и затем от дальнейшего разбирательства явно отказывались».
«Разумеется, это можно объяснить совпадением или чрезвычайными обстоятельствами, выяснить которые по информации из какого-либо общедоступного источника не представляется возможным, но, безусловно, власти должны иметь возможность найти этому объяснение».
Расследование на Каймановых островах
«Дело Гусинского» также было направлено в международную консалтинговую фирму FTI Consulting на Каймановых островах. Они расследуют внезапное закрытие принадлежащей Гусинскому компании New Media Distribution Company (NMDC). Компания NMDC прекратила свое существование после того, как после судебного заседания на ее счета были перечислены более пяти миллионов долларов.
В октябре 2018 года Гусинский пообещал в лондонском Международном арбитражном суде, что он использует эти деньги для погашения кредита, взятого в люксембургском банке East-West United Bank. Но он этого не сделал. Деньги были выплачены четырем неназванным сотрудникам за их «творческие способности». Бухгалтеры-криминалисты теперь изучают отчетность компании NMDC, чтобы выяснить, кому заплатили и почему.
И, учитывая, что Гусинский заявил суду под присягой, что является владельцем NMDC, они пытаются установить, так ли это на самом деле, а если нет, кто был фактическим владельцем компании на момент ее закрытия.
Сейчас звучат призывы к тому, чтобы еще раз вызвать Гусинского в Высокий суд, чтобы он объясни, почему не заплатил банку East-West United Bank. Все члены парламента выступают за возбуждение дела в связи с отмыванием денег
«Дело Гусинского» также было направлено члену парламента Тому Тугендхэту (Tom Tugendhat), председателю Комитета по иностранным делам, который проявляет интерес к российским гражданам и их деятельности в Великобритании.
У Гусинского есть дома в Лондоне — в Кенсингтоне и Челси.
В прошлом году Комитет призвал правительство «ужесточить меры» в отношении «грязных» денег, поступающих в Великобританию, и их «отмывания». Отмывание денег является незаконным способом сокрытия доходов, полученных преступным путем. Оно предполагает ряд сложных банковских или коммерческих переводов для «отмывания грязных» денег, которые затем можно использовать в законных целях.
Правоохранительные органы по всему миру взаимодействуют друг с другом, чтобы выявить людей, отмывающих деньги, и тех, кто облегчает фиктивные сделки.
По мнению многих финансовых экспертов, Лондон является крупным центром отмывания денег, и по причине его незавидной репутации специальный Комитет по иностранным делам выпустил доклад под названием «Московское золото» ("Moscow Gold"). Проведя собственные расследования, он потребовал расширить санкции против «лиц, связанных с Кремлем».
Тугендхэт Заявил: «Правительство должно гораздо серьезнее относиться к угрозе коррупции со стороны России, которая является уже не финансовым преступлением, а вопросом национальной безопасности. Реальность такова, что за последние полгода-год мы увидели, что это уже не просто преступление, а угроза национальной безопасности. Мы особо отмечаем связь между „грязными″ российскими деньгами и Кремлем и то, как они затем по приказу Кремля используются для достижения целей Кремля. Будь то для подкупа, совершения коррупционных действий в отношении союзных нам стран, таких как Украина, или для финансирования незаконных вооруженных формирований в тех странах мира, где, откровенно говоря, нам не хотелось бы, чтобы они были, или для финансирования кампаний в „Фейсбуке″, как мы видели по их недавним действиям».
Специальный комитет по иностранным делам призвал к укреплению взаимодействия с США и ЕС для ужесточения международных санкций. Он заявляет, что все это позволило Кремлю — через физических и юридических лиц — осуществлять «акты агрессии» против Великобритании. В докладе говорится: «Несмотря на жесткую риторику, президент Путин и его союзники смогли продолжать свои обычные действия, скрывая и отмывая свои коррупционные активы в Лондоне.
Попустительство участию Лондона в сокрытии доходов, полученных в результате связанной с Кремлем коррупции, свидетельствует о том, что Великобритания несерьезно относится к противодействию всем видам агрессивных мер, предпринимаемых президентом Путиным».
Гусинский сбежал из России
Владимир Гусинский бежал из России в 2000 году после того, как попал в немилость к новоиспеченному президенту Путину. Когда он сидел в печально известной Бутырской тюрьме в центре Москвы по обвинению в «незаконной приватизации», к нему обратился министр печати Михаил Лесин с предложением продать «Газпрому» свою компанию «Медиа-Мост». Взамен Лесин пообещал Гусинскому закрыть уголовное дело.
Гусинский согласился, и через три дня его освободили, после чего он уехал из страны в Испанию. Поначалу русским удалось через испанские суды добиться ареста Гусинского, но их последующие попытки добиться его экстрадиции оказались неудачными. К тому времени, когда русские попытались сделать это снова, он бежал в Израиль.
Позже Гусинский получил испанский паспорт, объявив себя евреем-сефардом — «сефард» означает еврея, предки которого жили на Пиренейском полуострове. У него также есть израильский паспорт, и в настоящее он время живет в Швейцарии, в Санкт-Морице.
Два года спустя, когда компания, теперь называемая «Газпром-Медиа», покупала последнюю долю в его телеканалах, Гусинский заключил еще одно соглашение с Кремлем — договоренность, которая, как он с гордостью подчеркивал, была «подтверждена» Путиным.
Гусинский постоянно называл это своим «нерушимым соглашением», сделкой, которая гарантировала ему бесконечные комиссионные и деньги за показ на российских телеканалах сериалов, снимавшихся его компаниями. С другой стороны, договор также предусматривал, что Гусинский не воспользуется решением, принятым в его пользу Европейским судом по правам человека в Страсбурге. Согласно постановлению ЕСПЧ, он [Гусинский] мог по гражданскому иску побороться за иностранные активы «Газпрома». Говорят, что он «цинично» использовал постановление ЕСПЧ, чтобы начать переговоры с Кремлем.
После заключения Гусинским «нерушимого соглашения» его компания New Media Distribution Company выпустила более трех тысяч серий различных сериалов и получила при этом множество премий. Многие сериалы попали в число самых рейтинговых телепрограмм. Среди них — «Агент национальной безопасности», «Ментовские войны», «Тайны следствия». Все они завоевали популярность у миллионов российских зрителей. Говорят, что в общей сложности фирмы Гусинского выпустили на российские экраны чуть больше 13% от всех телесериалов, которые когда-либо показывали в России.
«Агент влияния»
Известные российские журналисты-расследователи Илья Рождественский и Роман Баданин, работающие в медиа «Проект», выяснили, что киностудия «Панорама», снимавшая телесериал «Тайны следствия», брала за съемку каждой серии около 125 тысяч долларов. Но российские телеканалы покупали их в два раза дороже — и с 2000 года медиаимперия Гусинского заработала более 500 миллионов долларов.
И некоторые люди теперь предлагают, что Гусинский зарегистрировался (с учетом его российского «агента влияния» за рубежом) в США в соответствии с американским законом о регистрации иностранных агентов (FARA).
Закон FARA был принят в 1940-х годах, чтобы остановить распространение нацистской пропаганды в США. Было время, когда в качестве а-агентов были зарегистрированы советское информационное агентство ТАСС и газеты «Известия» и «Правда». Как агент был зарегистрирован и телеканал «Раша тудей» (Russia Today), но его руководство хотело, чтобы для них сделали исключение (так в тексте — прим. перев.).
Канал не хотел раскрывать информацию о своих финансах, членах правления и демонстрировать доказательства редакционной независимости. Теперь канал зарегистрировался.
С момента принятия закона FARA в качестве учреждений, действующих в интересах иностранных государств, была зарегистрирована 221 российская компания.
«Никаких выплат не будет»
В своей книге «Без Путина. Политические диалоги с Евгением Киселевым» (бывший) министр финансов России Михаил Касьянов рассказывает о встрече с Владимиром Гусинским. По его словам, медиа-босс должен был сделать первую выплату по государственному кредиту в 150 миллионов долларов, предоставленному для запуска его телеканала НТВ.
«Гусинский очень настойчиво утверждал, что ни первой, ни второй, ни десятой выплаты по этому кредиту не будет», — вспоминал автор. — Я сказал ему, что вам придется заплатить, так как в существующем соглашении четко указаны даты и суммы. Он ответил: „Вы — новый министр финансов и ничего не знаете о важных политических соглашениях″. Он сказал мне, что его группа „Мост″ поддержала власть на выборах 1996 года. И была договоренность, что за все это долги будут списаны. Я настаивал на том, что его безоговорочные обязательства должны быть выполнены».
Касьянов сказал, что в ответ Гусинский достал свой мобильный телефон и позвонил премьер-министру Сергею Степашину. Произнеся нескольких резких, слов он отключился. Через несколько минут Степашин позвонил Касьянову. «Мне сказали уладить вопрос, что-нибудь придумать, и что нам не нужны скандалы», — вспоминал Касьянов. Однако этот вопрос так и не был решен.
«Гусинский сказал мне, что я пожалею о том, что сделал, — сказал Касьянов. — На следующий день в газете „Сегодня″, принадлежавшей Гусинскому, появилась анонимная статья о том, что я беру „откаты"». Многие россияне считают, что у Гусинского по-прежнему прочные связи с Москвой.
«Список» врагов Гусинского
Гусинский и его бывший партнер по бизнесу Константин Кагаловский недавно «столкнулись» в Высоком суде Лондона в споре по поводу украинского телеканала TVi.
После слушания Кагаловский сказал: «Все думают, что Гусь — как его называют — это испуганный человек, который скрывается от Кремля. — Так вот, нет ничего более далекого от истины. У него заключена сделка с Кремлем (о чем он мне хвастался), которая позволила ему сделать состояние на поставках телесериалов на российские телеканалы на протяжении течение многих лет. Он постоянно рассказывал мне о своей особой договоренности с Кремлем. О том, кто подписал соглашение, и что оно означало, что ему придется держаться подальше от политики в стране. Он назвал это своим соглашением с „московской стороной″ и сказал, что оно подписано Российской Федерацией, „Газпромом″ и „Газпром-Медиа″. А когда он говорил о Путине, он редко называл его по имени — обычно он говорил „Большой начальник и тот, который Большой начальник″. Он настойчиво заявлял, что у него особые отношения с Москвой, но я в этом не уверен. Я думаю, что они поймали его на крючок и играли с ним. Для общественности Гусинский является политической жертвой и врагом Путина. Однако это типичный метод КГБ — делать из явного врага тайного агента влияния. Помню, как он рассказал мне, что перед тем, как лечь спать, он написал список людей, которых ненавидит, и держит этот список поблизости. Вы удивитесь, если узнаете, кто был в его списке».