Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Aktuálně (Чехия): он побывал на обоих полюсах и на Эвересте. «Сегодня все иначе — достаточно заплатить», — говорит российский путешественник

© РИА Новости Олег Смыслов / Перейти в фотобанкСтарт полета Федора Конюхова и Ивана Меняйло на тепловом шаре
Старт полета Федора Конюхова и Ивана Меняйло на тепловом шаре
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
70-летний россиянин Федор Конюхов побывал на обоих полюсах и поднялся на самые высокие вершины всех континентов, быстрее всех обогнул Землю на воздушном шаре и побил еще 25 мировых рекордов. В Чехии он встречался с конструкторами планеров, которые согласились помочь ему осуществить мечту.

Он мог бы уйти на пенсию и наслаждаться славой. За свою жизнь 70-летний россиянин Федор Конюхов выполнил программу так называемого Adventurers Grand Slam (Большой Шлем Приключений). То есть он побывал на обоих полюсах и поднялся на самые высокие вершины всех континентов. Недавно он побывал в Праге, где встретился с чешскими конструкторами планеров из фирмы «Бланик Авиэйшн», которые помогут ему осуществить его очередную мечту.

Помимо прочего, Конюхов быстрее всех обогнул Землю на воздушном шаре и побил еще 25 мировых рекордов. На фестивале «Новый российский фильм» в Праге Федор Конюхов представил фильм о своем путешествии на весельной лодке между Новой Зеландией и проливом Дрейка. И тем не менее он и не думает заканчивать свою карьеру путешественника. Теперь он хочет подняться в стратосферу, а потом опуститься на параплане на землю.

«Нам нужен аппарат, который выдержит огромные нагрузки в полете с высоты 42 километров над поверхностью Земли. Перед вашими конструкторами мы поставили задачу — рассчитать, возможно ли это в принципе. В России тоже есть замечательные конструкторы, но на расчеты им требуется намного больше времени, и они хотят значительно больше денег. Ваши же говорят, что рассчитают все за год, а еще два года уйдет на создание параплана. Наши же прямо говорят, что только проектирование займет шесть лет, а лет через восемь аппарат поднимется в небо», — рассказал порталу «Актуалне» Конюхов.

«По нашему опыту, маленькие компании справляются лучше. Это штучное производство: нужны два конструктора и шесть человек, которые сделают все руками. В России же огромные заводы. Тут мне нравится, что все романтики, которые этим по-настоящему увлечены», — добавил российский путешественник.

Романтика — вообще слово, которое он часто повторяет. «Я люблю жизнь и люблю романтику. Как можно не жить, когда есть небо, океан, горы?» — задается он вопросом.

«В молодости сил больше, но меньше опыта, меньше возможностей найти деньги. Я бы не хотел, чтобы мне снова было двадцать. В таком возрасте еще ничего не умеешь и не можешь никого убедить дать тебе денег на экспедицию. Мой нынешний возраст меня полностью устраивает», — смеется бородатый путешественник.

Десять лет подготовки для экспедиции на полюс

Он с детства мечтал попасть на Северный полюс. Для этого он отучился в мореходном училище в Одессе, став дипломированным судоводителем.

«В 60-х никаких GPS-навигаторов не было, и чтобы точно определить, что ты на полюсе, нужно было все измерять. А это не так-то просто, потому что там сходятся все меридианы», — вспоминает Конюхов. Но это было только начало. После нескольких лет работы на кораблях он поступил в арктическое училище, где готовили специалистов для работы на полярных станциях.

«Всем кажется, что на этих станциях работают только ученые, но там есть и механики, и повара, и электрики — все те, кто обеспечивает работу подобной станции», — рассказал российский путешественник.

«Потребовалось десять лет подготовки, чтобы попасть на полюс. Тогда было не так, как сейчас: заплати и тебя доставят на полюс. Это то же самое, что взойти на Эверест. Я лазал по горам с 19 лет у нас на Памире. Я покорял семитысячники и только потом попал в Гималаи. Теперь все иначе».

Нет денег

После более чем 50 экспедиций Конюхов занял место рядом с такими легендарными путешественниками, как итальянский альпинист Райнхольд Месснер. Тот первым поднялся на Эверест без кислородных приборов. Но даже такой именитый путешественник, как Конюхов, не может себе позволить всего что захочет: в его сфере найти деньги — зачастую проблема.

«К примеру, у меня есть проект яхты, которая служила бы плавучей биологической лабораторией, как „Калипсо" Жака-Ива Кусто», — вспоминает он французского океанографа и изобретателя, который превратил минный тральщик в исследовательский корабль.

«Но то был обыкновенный медленный корабль. А мы придумали 75-метровый парус с тремя мачтами, благодаря которым возможна скорость до 40 узлов, а это больше, чем у военных кораблей. Такое судно смогло бы обогнуть Землю менее чем за 62 дня без остановок. Оно выдержало бы даже самые сильные ураганы, а управлялось бы только одним человеком. Там был бы электродвигатель для остановок в портах, а вообще корабль двигался бы только за счет ветра, потому что так быстрее. Но пока у нас на это нет средств», — говорит Конюхов.

© РИА Новости Виталий Белоусов / Перейти в фотобанкВстреча Федора Конюхова после рекордного перелета на воздушном шаре вокруг земли
Встреча Федора Конюхова после рекордного перелета на воздушном шаре вокруг земли
Помимо путешествий, он ведет работу по ограничению рыбной ловли. «Недавно я в шестой раз оплывал мыс Горн. В этот раз — на весельной лодке. И мне есть с чем сравнивать. Когда я побывал там впервые в 1991 году, я видел там китов, касаток и альбатросов. Я теперь мне не встретилась ни одна касатка и только несколько китов и альбатросов, — описывает свои путешествия Конюхов, добавляя: Там масса в основном корейских кораблей, которые ловят летучих рыб. А когда нет этих рыб, нет и альбатросов».

Революция в путешествиях?

Федор Конюхов увлеченно рассказывает и о нескольких других проектах, которые, однако, скорее всего, являются делом далекого будущего. «Я бы хотел подняться на шаре в космос, то есть на 110 километров от поверхности земли. Стартовал бы в австралийской пустыне, поднялся бы на границу космоса, земной шар подо мной провернулся бы, и я бы снова приземлился на том же месте. Мы планируем сделать это в 2024 году, а может, четырьмя годами позже. Возможно, это сделаю уже не я, но это не так уж важно», — говорит Конюхов.

По его словам, это могло бы произвести революцию в путешествиях. «Вы приезжаете в ваш аэропорт Рузыне, поднимаетесь вверх, пьете кофе, читаете газету, а когда будете над Нью-Йорком, снова опуститесь на землю. Когда-нибудь это станет возможно», — убежден Конюхов.