Малгожата Будыта-Будзыньская о белорусах на Подляшье
Подляшье — восточный регион Польши, где сходятся этнические ареалы и культуры, языки белорусов, поляков, украинцев и литовцев. Это пограничье, на котором, с одной стороны, мирно сосуществуют разные национальные, религиозные группы, а с другой стороны, возникают противоречия. Социолог, профессор Малгожата Будыта-Будзыньская, заместитель руководителя Института социологии Collegium Civitas, исследует ситуацию на Подляшье в наши дни — во втором десятилетии XXI века. Одним из аспектов ее исследований является коллективная память. Ученый отмечает, что на Подляшье наблюдается «определенная напряженность» между поляками и белорусами, связанная с коллективной памятью, однако до конфликта дело не доходит. Малгожата Будыта-Будзыньская представила свое видение ситуации на VIII Международном конгрессе исследователей Беларуси, прошедшем в сентябре этого года в Вильнюсе:
Очень часто происходит так, и речь идет не только о белорусско-польском пограничье, но и о многих других ситуациях, что специально разжигается конфликт по вопросу коллективной памяти. Это происходит по разным причинам. Но в первую очередь, чтобы манипулировать людьми.
Говоря о белорусах на Подляшье, Малгожата Будыта-Будзыньская отмечает:
Идентичность белорусов на Подляшье очень неоднородна. В то же время, согласно национальной переписи населения 2002 года, почти 50 тысяч человек в Польше заявило о том, что являются белорусами по национальности, во время переписи 2011 года был поставлен вопрос о первой и второй национальной идентификации. Потому что было решено, что кто-то может чувствовать себя поляком и белорусом одновременно. И в результате 36 тысяч человек в Польше назвало себя исключительно белорусами. И еще 10 тысяч человек назвало белорусскую в качестве своей «второй» национальности. Вместе это составляет, как и в 2002 году, около 50 тысяч человек.
Малгожата Будыта-Будзыньская констатирует, что коллективная память о прошлом является очень важным фактором формирования национальной идентичности, а также поддержания социальных связей. Также это может быть средством утверждения власти. Кроме того, различные силы могут использовать какую-либо традицию в своих интересах.
На пограничье разные народы по разному помнят прошлое, — подмечает Малгожата Будыта-Будзыньская. И в качестве примера приводит ситуацию после Второй мировой войны, когда на Подляшье погибли местные жители православного вероисповедания:
Это все время живет в памяти белорусского меньшинства на Подляшье.
В январе-феврале 1946 года случились трагические события. Это произошло, когда в Польше господствовал коммунистический режим. В органах местной власти в этом регионе Подляшья находились сторонники коммунизма. Многие из представителей властных структур были белорусского происхождения. Так сложилось по разным причинам. Это факт. Белорусы это не оспаривают.
На этой территории действовало антикоммунистическое партизанское подполье, происходившее из структур Армии Крайовой с территории Виленского (Вильнюсского) края. Эти антикоммунистические партизаны должны были бороться с коммунистами, которые организовывали власть в этом регионе. И среди прочих был отряд Национального военного объединения под руководством Ромуальда Райса «Бурого».
И тот конфликт, о котором я говорю, как раз касается памяти о Буром. А ранее касался жертв «Бурого». Не буду описывать целиком весь конфликт. Но скажу лишь, что завершился он тем, что отряд «Бурого» — это, подчеркну, были партизаны, которые должны были бороться с милицией, коммунистическими службами безопасности, это не была регулярная армия — арестовал белорусских крестьян — извозчиков. Они их заставили перевозить провизию. Было арестовано около 40 извозчиков, из которых более 10 оказались поляками. В конце концов, под арестом остались 29 православных. Они сопровождали отряд «Бурого». Отряд «Бурого» сжег несколько белорусских деревень. И когда белорусские извозчики уже не были нужны, они были расстреляны. Всего во время так называемого рейда «Бурого» погибло 79 человек. Все они православные белорусы, среди них дети. Я лично услышала много драматических историй от свидетелей этих событий.
Малгожата Будыта-Будзыньская отмечает важный факт: конфликт вокруг события 1946 года возник лишь после 1989 года, то есть лишь после краха коммунизма в Польше. Ранее о нем открыто не говорили:
Белорусы боялись об этом говорить. Существовало табу. Молодые люди рассказывают, что о тех событиях, 1946 года, в их семьях никогда не говорили. Говорили только, что бабушка умерла, дедушка умер, мама умерла, но не было известно, что с ними произошло. Об этом боялись говорить.
Малгожата Будыта-Будзыньская акцентирует внимание на том, что после 1989 года наблюдается эффект отключенного морозильника в ситуации с коллективной памятью. Именно поэтому события 1946 года стали вновь актуальны для части белорусов и поляков на Подляшье и в контексте всей Польши:
Коммунизм заморозил некоторые проблемы. А отключенный морозильник привел к тому, что определенные проблемы вышли на явь. Это касается как польско-немецких, польско-украинских, так и польско-белорусских отношений.
Малгожата Будыта-Будзыньская напомнила о том, что в 1990-е годы главным вопросом было увековечение памяти жертв событий 1946 года. Однако уже на том этапе возникли противоречия, когда польская сторона поначалу не соглашалась на определенные формулировки, предложенные православными, белорусскими деятелями на Подляшье. В начале XXI века противоречия сгладились. Однако 7-8 лет назад конфликт вошел во вторую фазу:
В 2011 году в Польше появился новый праздник — в честь Проклятых Солдат, партизан, сражавшихся с коммунистами, о которых нельзя было вспоминать в коммунистическую эпоху. И позже также о них не часто говорилось. Многие из Проклятых Солдат были настоящими польскими героями, например, ротмистр Пилецкий. Однако в число этих героев был включен «Бурый», с чем не согласно белорусское меньшинство в Польше. Это вызвало очередной конфликт.