Можно выделить множество важных вех в отношениях Москвы и Эр-Рияда, придающих особый характер истории политических отношений, в основе которых всегда лежали взаимное уважение и инициативность. Даже в конфликтных ситуациях страны старались не допустить разрыва отношений. Исключением стал советский период, когда Эр-Рияд увидел несовместимость марксизма со своими исламскими принципами.
В феврале 1926 года Москва стала первой столицей, признавшей власть правителя Абдуль Азиза (да помилует его Аллах!) как султана Неджда и короля Хиджаза. В ту важную эпоху политической истории Советский Союз обладал хорошим слухом и зрением и являлся одной из великих держав. Мир был свидетелем ожесточенных противостояний и крайне грубых геополитических изменений, после окончания Первой мировой войны, и когда уже замаячили призраки Второй. За признанием со стороны Москвы последовали признания других великих держав, что, несомненно, придало серьезный импульс процессу получения Саудовской Аравией международной легитимности.
На пути к созданию собственного государства король Абдуль Азиз столкнулся с множеством трудностей, и, возможно, самой опасной среди них стали слухи, распространённые врагами реформаторского движения. Согласно этим слухам, саудовцы разрушили зеленый купол над могилой пророка Мухаммеда. Саудовская Аравия быстро опровергла ложное обвинение, но у молодой страны не было рычагов, чтобы доказать правду.
Тогда король Абдуль Азиз призвал провести исламскую конференцию, дабы развеять слухи и закрепить за собой статус Хранителя двух святынь. Москва поддержала позицию Эр-Рияда и отправила на конференцию делегацию мусульман с Кавказа. Это был крайне значимый политический шаг, поскольку тем самым советские власти не только признали легитимность саудовского монарха после его вступления в Хиджаз и восстановления своего первого государства, но и оценили его роль как Хранителя двух святынь.
Важно также отметить, что правительство Абдуль Азиза заключило первую торговую сделку с Советским Союзом по поставке керосина, необходимого для освещения улиц, домов и ферм.
1932 год стал годом провозглашения государства Саудовская Аравия в его нынешнем виде (ранее оно имело название Султанат Неджд и Королевство Хиджаз). Тогда принц Фейсал ибн Абдул-Азиз посетил Москву в качестве министра иностранных дел и первого арабского чиновника, представляющего короля Абдуль Азиза. Помимо официальных встреч принц Фейсал посетил Генеральный штаб Красной Армии и летную академию, присутствовал на выставках авиации, а также был на автомобильном заводе имени Сталина. Сопровождавшая его делегация посетила ряд культурных мероприятий, в том числе балет «Дон Кихот» на сцене Большого театра.
Советско-саудовские отношения были заморожены по инициативе Эр-Рияда, и первый прорыв произошел благодаря визиту министра нефти Хишама Назера в середине 1980-х годов в Москву для обсуждения падения цен на нефть до отметки 7 долларов за баррель. После состоялся визит принца Сауда аль-Фейсала. Когда Ирак вторгся в Кувейт, двусторонние отношения получили новый импульс. Принц Бандар ибн Султан смог убедить президента Горбачева присоединиться к международным силам, противостоящим иракской оккупации, что привело к восстановлению дипломатических отношений между двумя странами.
В ноябре 1994 года состоялся первый официальный визит российского представителя в Саудовскую Аравию. Премьер-министр Виктор Черномырдин посетил Эр-Рияд в рамках турне по Персидскому заливу. Ещё один прорыв на данном направлении произошел в 2003 году, когда король Абдалла, будучи еще наследным принцем, прилетел в Москву. В 2007 году состоялся первый визит президента России Владимира Путина в Королевство. Через 8 лет наследный принц Мухаммед ибн Салман Аль Сауд прилетит в Москву, где встретился с российским лидером. В октябре 2017 года состоится первый саудовский визит на высшем уровне — Москву посетит король Салман.
Между Эр-Риядом и Москвой могут быть разногласия, но объединяет их гораздо большее: нефть, газ, стратегическая позиция в отношении борьбы с терроризмом, давление со стороны западных «правозащитных» организаций и четкое видение угроз со стороны Ирана и Турции. Эр-Рияд принимает Путина в сложный для Ближнего Востока период. Это связано как с международным противостоянием Тегерану, турецким вторжением в Сирию, так и с присутствием российских войск на окраинах Дамаска и в порту Тартус.