Нынешние парламентские выборы в соседней Польше можно смело назвать историческими. Рекорд установил сам факт того, что правящая партия «Право и Справедливость» (ПиС) гарантированно сохраняет контроль над большинством — в Польше еще такого не было, чтобы одна партия управляла Сеймом два созыва подряд. Более того, на этих выборах партия власти еще и улучшила свой результат.
Правительство старых рисков
Накануне выборов считалось, что единственное, что может предотвратить уверенную победу консерваторов из партии ПиС, это низкая явка ее сторонников.
Но властью была предпринята кампания, направленная на то, чтобы люди дошли до участков, и она оказалась успешной. Уже первые данные из участков по состоянию на полдень давали основания проправительственным штабистам рассчитывать на триумф. Явка оказалась не только существенно выше чем на предыдущих выборах, но и значительно повышенной в восточных воеводствах, где проживает «ядерный электорат» партии Ярослава Качиньского.
В такой ситуации конечный результат партии власти не должен удивлять. Согласно данным экзитполов, ПиС поддержали 43,6% избирателей, что позволяет получить 239 мандатов в Сейме из 460 возможных.
Более того, если электоральная картина прошлых выборов показывала раскол страны почти пополам, то теперь партия власти проиграла оппозиции лишь в двух воеводствах (Любушском и Поморском). Это означает сохранение нынешнего курса польского правительства — со всеми плюсами и минусами.
Среди плюсов стоит назвать четкую позицию Польши в украинско-российском конфликте, в вопросе введения санкции против РФ и противодействие энергетической экспансии России, касающейся «Северного потока — 2». Еще один плюс — военное сотрудничество с Украиной и поддержка нашего стремления к членству в НАТО и ЕС.
Впрочем, минусов тоже хватает.
Достаточно вспомнить затяжной спор на исторические темы, который неожиданно стал доминировать в отношениях двух стран. Этот конфликт до сих пор не исчерпан, даже несмотря на смягчение позиции Киева, связанной со сменой президента Порошенко на Зеленского.
Сейчас продолжается разработка новых положений устава Института национальной памяти Польши, что может, в зависимости от их содержания, вызвать новое обострение в отношениях. При этом польская сторона уже дала понять, что не трактует украинские уступки, в частности снятие моратория с эксгумационных работ, как повод делать встречные шаги в сторону Киева в вопросах исторической политики.
Все это существенно уменьшило объем помощи Польше как «евроадвоката» Украины, и, одновременно, — увеличило «счет» за такую помощь.
Скорее всего все эти тренды останутся актуальными и в последующие четыре года. Тем более вряд ли польское правительство ждут существенные изменения. Все ключевые министры, в том числе премьер-министр Матеуш Моравецкий, скорее всего, сохранят свои должности.
Конечно, размышления о новом монобольшинстве ПиС базируются на выводах экзитполов и частично подсчитанных голосов. Но конечный результат может несколько отличаться. Также вполне не исключен вариант, при котором ПиС не будет иметь единоличное большинство и будет вынуждено пойти на формирование коалиции. Впрочем, по иронии судьбы этот вариант может быть еще опаснее. В первую очередь — для Украины.
Неприкрытая угроза
Сенсацией прошедших выборов четырехлетней давности стало третье место популистской партии Kукиз-15 с почти 9-процентной поддержкой. Эта партия в течение прошлого созыва существенно потрепала украинско-польские отношения: именно ее представитель инициировал нормы законодательства по «криминализации упоминаний об УПА» (запрещенная в России экстремистская организация — прим. ред.), которые впоследствии были отменены конституционным судом.
Впрочем, в то время эксперты говорили, что худшего удалось избежать — партия КОРВиН скандального евродепутата Януша Корвина-Микке (внесенного Украиной в черный список за неоднократное посещение аннексированного Крыма) набрала 4,76%, не преодолев проходной барьер, и осталась вне парламента.
Теперь ситуация изменилась к худшему. Януш Корвин-Микке празднует победу. На этих выборах внутри его партии был сформирован блок ультраправых партий Конфедерация, который существенно превысил прогнозы всех предвыборных опросов. Скорее всего блок преодолеет избирательный барьер и получит ориентировочно 13 мандатов в Сейме.
В парламент также проходят и часть депутатов Kукиз-15. Повторить прошлый триумф они были не в состоянии, поэтому пошли на выборы в блоке с Польской крестьянской партией, которую также не назовешь дружественной Украине.
Последняя, кстати, за последние месяцы существенно радикализировала свои заявления. В частности, за неделю до выборов лидер партии Владислав Косяняк-Камыш заявил о необходимости возвращения польской агропродукции на российский рынок — ради чего стоит снять с РФ экономические санкции, оставив только политические.
По данным экзит-поллов, блок «крестьян» и Kукиз-15 может получить 30 мандатов. А значит — в новом Сейме «друзья Путина» суммарно будут иметь более чем 40 депутатских мандатов.
Даже в случае, если у ПиС не будет необходимости в создании коалиции с одной из этих политсил (а, именно, эти партии чаще всего упоминаются в качестве гипотетического коалиционного партнера партии «Право и справедливость», когда тем не будет хватать мандатов), эти депутаты могут активно использовать парламентскую трибуну для продвижения антиевропейских и антиукраинских тезисов, пытаясь «откусить» часть электората от ПиС.
В частности, вполне вероятными могут быть инициативы установления барьеров относительно украинского экспорта (его рост беспокоит польских аграриев), или появление новых «исторических ультиматумов» в адрес Украины.
Как показала прошлая каденция Сейма, такие откровенно популистские лозунги могут быть привлекательными для части электората ПиС. Поэтому, чтобы не потерять популярность, партии власти приходилось и самой «радикализироваться», что вызывало многочисленные проблемы как внутри страны, так и в отношениях с другими странами.
Старая и новая оппозиция
Победа ПиС и высокие рейтинги праворадикалов были бы невозможны, если бы не глубокий и затяжной кризис в лагере демократической оппозиции.
Единственным достижением некогда мощной «Гражданской платформы» было то, что за последние четыре года ей удалось предотвратить конкуренцию на либеральном поле. Партия «Новочесна», одно из открытий прошлых выборов, быстро потеряла рейтинги, и в конце концов была вынуждена влиться в коалиционное объединение под зонтиком «платформы».
Впрочем, созданный блок «Гражданская коалиция» на этих выборах получил лишь 131 мандат. Если показатель сохранится после подсчета голосов, то это будет означать, что они получили на семь мест меньше, чем на прошлых выборах сама «платформа» получила самостоятельно.
Низкий результат объясняется как нехваткой ярких личностей в руководстве партии, так и отсутствием прорывных идей. Оппозиции не удалось что-то противопоставить социальным инициативам ПиС, а все их тезисы сводились к необходимости защиты демократических ценностей (как и на Украине, это беспокоит сравнительно небольшой процент избирателей).
По сути, вследствие имиджевого проигрыша в экономическом блоке, оппозиция в последние годы стабильно отставала от ПиС, набирая очки лишь в случае громких скандалов (таким было убийство мэра Гданьска сторонником ПиС), но закрепить успех им не удавалось.
В этом контексте интересным является возвращение в Сейм «левых», в лице которых партия ПиС получила опасного конкурента в социальной сфере.
Блок партий «Левица» получит, по предварительным подсчетам, 46 мандатов, заводя в парламент ряд молодых и ярких политиков. Неслучайно «Левице» удалось добрать голоса в крупных городах, где традиционно присутствовал электорат «Гражданской платформы».
Выборы показали, что Польша остается хоть и не предсказуемым, но все же партнером Украины.
К счастью, избирательная кампания не принесла никакого «украинского» скандала, а украинская тематика, в том числе спекуляции на проблемах беженцев из Украины, не стала одной из топ-тем во время кампании. Это однозначный плюс: лед в отношениях между нашими странами постепенно дает трещину.
Вместе с тем, масштабное представление в Сейме дружественных России сил не может не вызывать беспокойства. Поэтому стоит уже сейчас искать пути предотвращения новых кризисов, выстраивая отношения как с партией власти, так и с проевропейской оппозицией.
Причем, эти отношения официальному Киеву придется начинать строить «с нуля». Хотелось бы верить, что без повторения ошибок прошлых лет.