46-летняя французская экономистка из Массачусетского технологического института стала лауреатом премии Шведского национального банка, которая равнозначна Нобелевской премии среди экономистов. Она удостоилась награды за работу о бедности и делит ее с мужем Абиджитом Банерджи и Майклом Кремером.
1. Исключение из правила
В Массачусетском технологическом институте, одном из пяти лучших вузов США, существует нерушимое правило: там никогда не берут бывшего студента на первое место работы. Сначала тот должен заявить о себе где-то еще и добиться признания коллег так, чтобы никто не мог заподозрить институт в фаворитизме. Пока из этого правила было только одно исключение: Эстер Дюфло.
2. Саудовский меценат
Стоит отметить, что выпускник института Мохаммед Абдул Латиф Джамиль, президент саудовской компании ALJ (эксклюзивный дистрибьютер Toyota в Саудовской Аравии), был готов сделать щедрое пожертвование для финансирования лаборатории исследования борьбы с бедностью при условии, что ее будет возглавлять французская экономистка. Poverty Action Lab была сформирована в 2003 году и насчитывает в настоящий момент 171 специалиста.
3. Прагматизм
Это ключевое слово в ее подходе к экономике. Она не пишет пространные теоретические трактаты и не составляет математические модели. Она проводит практические опыты с НКО для конкретной оценки наиболее эффективной политики, которая призвана сократить бедность, позволить детям ходить в школу, а также подтолкнуть матерей к вакцинации детей и участию в политической жизни.
4. Опыт
В расположенном на западе Индии Удайпуре, где вакцинация проводится бесплатно, но не пользуется популярностью среди семей, был проведен опыт с тремя группами деревень. В первой была сохранена традиционная система. Во вторую направилась мобильная группа медиков для проведения вакцинации. В третьей, помимо визита такой группы, семьям предлагали килограмм чечевицы, если они приводили детей. Показатель вакцинации увеличился с 6,2% в первом случае до 38,3% в третьем. Таким образом, небольшие затраты позволяют значительно повысить эффективность кампаний по вакцинации в стране.
5. Сантехник
«Пора перестать рассматривать бедность как большую проблему с большими решениями. Если потребовать от сантехника починить весь дом, у него ничего не получится. Но если он разберется с протечками, а с крышей все в порядке, уже можно к чему-то прийти».
6. Семья
Премия Шведского национального банка памяти Альфреда Нобеля по экономике стала наградой за работу команды… и семьи. Абиджит Банерджи, ее научный руководитель в МТИ и еще один основатель Poverty Action Lab, стал ее мужем и отцом ее ребенка. Они по-прежнему вместе занимаются исследованиями и сотрудничают с Майклом Кремером из соседнего Гарвардского университета.
7. Протестантка
Эстер Дюфло носит на шее скромный гугенотский крест. Дочь педиатра и математика долгое время была скаутом в Просветителях-унионистах Франции. Она вынесла из своего воспитания методичность и большую свободу духа.
8. Жесткость
Она не интересуется модой и ее нелегко впечатлить, даже Нобелевской премией мира. Она не побоялась поставить под сомнение эффективность микрокредитов и инициативы Мухаммада Юнуса, который получил знаменитую награду в 2006 году. Она считает, что эти займы, которые призваны подтолкнуть самых бедных к предпринимательству, не в силах заставить бедность отступить.
9. Скромная, но разговорчивая
Все скромники могут успокоиться: это качество не мешает стать нобелевским лауреатом и прекрасным преподавателем. Эстер Дюфло никогда не скрывала, что перед конференцией ее охватывает страх. Французский акцент тоже не помеха. Она опять-таки это подтвердила. Кроме того, определенная застенчивость на публике не мешает быть разговорчивой. Это хорошо помнит Даниэль Коэн, который в прошлом был ее учителем в Высшей нормальной школе. Ее соседка по парте Мари Лажюс стала комиссаром полиции, а затем префектом.
10. Возвращение Франции
К экспериментальному подходу Эстер Дюфло подтолкнул Тома Пикетти. Она с удовольствием ответила ему взаимностью и после того, как тот создал Парижскую школу экономики, открыла там представительство Poverty Action Lab, которое в частности провело оценку (неудачного) опыта с анонимными резюме. В конечном итоге она получила премию Шведского национального банка раньше автора главного экономического бестселлера.