Погода неоднократно препятствовала нашим попыткам добраться до внутренней части вулкана, — облака нависали все ниже. Прогулка по расположенному рядом вулкану Авачинский казалась бессмысленной. Но вариантов у нас было немного.
Дождь не мешал рыбалке, поэтому мы погрузили вещи на небольшую яхту под названием «Принцесса», и поплыли на ней из Авачинской бухты в Тихий океан. Когда экипаж яхты стал доставать удочки, над водой появились тупики.
Пока супруга капитана яхты превращала улов, состоявший из палтуса и краба, в роскошные блюда, остальные стояли на палубе, прислушиваясь к гортанному реву морских львов и наблюдая за ныряющими выдрами.
Внезапно, как будто по волшебству, перед лодкой из воды вынырнуло семейство косаток. Это было первое из двух удивительных зрелищ.
Но наша удача оказалась переменчивой. Дождь испортил все наши планы на четвертый день, поэтому мы поехали в Петропавловск-Камчатский или ПК. Многие из его старых, обветшалых зданий советской постройки были укреплены металлическими прутами от землетрясений. Постоянная тектоническая активность значит, что каждые несколько месяцев там происходят несильные толчки.
Мы посетили вулканариум — небольшой и довольно любопытный музей, где можно купить экскурсию на 90 минут как на русском, так и на английском языке.
К тому моменту мы регулярно открывали наши три недавно установленные приложения с прогнозами погоды, чтобы проверить высоту облачного покрова. Холодный дождь не был страшен вертолетам, но пилотам нужна была хорошая видимость.
С замиранием сердца мы пообедали в нашем гостиничном номере, завернув в лепешки восхитительно свежую икру кижуча, купленную на местном рыбном рынке. А потом мы получили воодушевляющее сообщение. Если небо на юге очистится, как ожидалось, вертолеты смогут полететь на озеро Курильское на следующий день. И туристы смогут увидеть, как бурые медведи ловят лосося.
Практически у всех местных жителей есть какая-нибудь история про медведей. Медведи бродят по лесам в поисках голубики, клюквы и жимолости, которые жители Камчатки тоже собирают.
«Конечно, мы сможем собирать ягоду, только если медведи поделятся с нами, — сказала Анастасия Такатлы, наша энергичная и предприимчивая гид, которая также руководит школой изучения иностранных языков. — Однажды я собирала ягоду с одной стороны куста, а потом подняла глаза и увидела медведя, который собирал ее с другой стороны. Было страшно».
По словам биолога Лобкова, жители Камчатки уверены, что медведи наедаются лососем и потому неагрессивны. Порой люди постоянно встречают одних и тех же медведей и даже дают им имена.
«Я тысячу раз встречал медведей, — сказал он с улыбкой. — Мне приходилось убегать, мне приходилось забираться на деревья. Но я все еще цел. У меня никогда не было по-настоящему серьезных проблем».
К медведям
На следующее утро, когда сквозь облака проглядывали кусочки голубого неба, наш осторожный оптимизм наконец оправдался. Мы сели в вертолет Ми-8 на специальной площадке недалеко от основного аэропорта. Он поднялся в воздух.
Одна вершина вулкана сменяла другую в бесконечной череде, проплывавшей под нами. Время от времени мы видели вспышки голубого — это были озера в кратерах вулканов. Реки, серебрившиеся в летнем свете, пересекали каждую долину.
Спустя час вертолет опустился и завис над озером. К нашему восторгу вдоль кромки воды собрались медведи, некоторые из которых время от времени бросались в воду, чтобы поймать рыбу. С высоты мы сумели хорошо разглядеть розовую рыбу.
Когда мы приземлились, нам сказали, чтобы мы держались поближе к одному из лесников из Кроноцкого заповедник, у которого в руках было ружье.
Сначала мы поплыли через озеро на моторных лодках. Это озеро располагается у подножья Ильинского вулкана высотой в 1500 метров, который извергается примерно каждые 100 лет.
Один медведь проплыл мимо в 10 метрах от нас, опустив морду в воду в поисках лосося. Иногда над водой показывалась рыба, пытавшаяся поймать насекомых. По одному из пляжей как будто лениво бродили несколько медведей. Внезапно одна медведица бросилась в воду, поймала рыбу и накормила своего детеныша.
Когда мы вернулись на станцию, мы вышли за забор под напряжением и отправились к деревянному мосту над рекой Озерная, где ученые подсчитывают численность лосося, а медведи на него охотятся. Ни один из тех 10 медведей, которых мы увидели, не показался нам особенно умелым в этом деле. Один молодой медведь несколько раз прыгал животом в воду на косяк рыбы, но так ни одной и не поймал. Взрослые медведи выглядели не лучше — они стремительно бросались в воду, которая как будто закипала, когда множество рыб пытались спастись от преследования.
Наши русские попутчики кричали «Миша» и «Мишка», обращаясь к национальному символу России.
В августе этого года численность лосося была ниже среднего, в результате чего обычно довольные медведи остались немного голодными. Спустя два дня после нашей поездки власти запретили возить туристов к одной реке, где агрессивный медведь набросился на группу ученых, которым удалось спастись в последнюю минуту.
Когда мы летели обратно, у нас было две остановки: короткая остановка у озера в кратере вулкана и более продолжительная остановка на Хотудкинских горячих источниках. Спускаясь по деревянной лестнице, чтобы искупаться в них, мы столкнулись с настоящей пробкой — многие не могли решиться зайти в очень горячую воду источника.
Учитывая завораживающую красоту Камчатки, неудивительно, что она привлекает туристов, однако число гостей, которых она может принять, в настоящее время вызывает горячие споры в связи с тем, что один российский магнат намеревается построить там туристический комплекс.
Этот «эко-парк» предложит туристам возможность заниматься летними и зимними видами спорта, а также полюбоваться вулканами Мутновский, Горелый и Вилючинский с деревянных платформ. Этот эко-парк, согласно проекту, сможет ежегодно принимать около 400 тысяч туристов, то есть в два-три раза больше нынешнего потока туристов.
Мнения жителей Камчатки разделились. Бизнесмены утверждают, что это позволит создать новые рабочие места и начать развивать туристический бизнес на полуострове.
Вулканолог Озеров тоже поддерживает идею со строительством туристического комплекса. Этот комплекс позволит показать туристам его любимые вулканы, как он сказал. Кроме того, эта туристическая деревня намного лучше и экологичнее промышленных проектов.
На Камчатке находится множество месторождений минералов и металлов, включая платину, золото, серебро, никель и медь. Там также можно добывать нефть и газ. По мнению некоторых местных жителей, шахты представляют собой более серьезную угрозу, нежели туристы, особенно если учесть, что инспекторы природоохранных ведомств редко добираются до мест добычи.
Однако инвесторы хотят, чтобы земля, на которой они будут реализовывать свой проект, стала их собственностью, а для этого надо исключить ее из территории местного заповедника. Защитники окружающей среды называют это опасным прецедентом.
«Нам необходимо защищать не только Камчатку, но и природу России в целом, — сказал Роман Корчигин, заместитель директора по познавательному туризму Кроноцкого заповедника. — Если мы сейчас переместим границы, в дальнейшем мы начнем искать причины для того, чтобы снова это сделать».
Если вы соберетесь поехать
Поездка на Камчатку — недешевое удовольствие, особенно если бронировать накануне начала пикового сезона в июле и августе. Билет на самолет компании «Аэрофлот» из Москвы и обратно стоил 330 долларов в феврале, а в мае его цена выросла до 1200 долларов.
Наш тур от компании «Отдых на Камчатке» стоит нам по 1500 долларов на человека за шесть дней — и это без стоимости вертолета, который обошелся каждому из нас в 650 долларов за один полет. Если вы богаты, то вы можете забронировать личный вертолет, с которого вы посмотрите весь полуостров, — это обойдется вам в 15 тысяч долларов с человека для группы из восьми человек на неделю. Более дешевые наземные туры требуют больше времени.
Спонтанные изменения в ваших планах могут обернуться настоящей головной болью, поскольку на Камчатке есть особые закрытые военные зоны. На получение нового разрешения от ФСБ потребуется две недели, а правила и требования граничат с абсурдом.
Наше туристическое агентство организовало наш тур заранее, однако, когда мы задумались о том, чтобы остаться еще на несколько дней в курортном городке Паратунка, нам сообщили, что в отсутствие разрешений нам придется покинуть восточную часть городка, которая является особой военной зоной, и перебраться в его западную часть. В Петропавловске-Камчатском есть несколько хороших ресторанов. Нашим фаворитом был «Сан-Марино», где нам особенно понравился черный палтус на гриле, а в ресторане «Камчатка» замечательно готовят морепродукты. Когда мы попросили официантку принести нам лосося, она вежливо спросила: «Какого именно?».