Прогнозы российской экономики вновь ухудшились.
В этом месяце мрачный прогноз представил и Всемирный банк. По оценкам организации, в этом году экономика России вырастет всего на 1%. На следующий год Всемирный банк прогнозирует рост российской экономики на 1,7%.
Однако такие новости не беспокоят новых ведущих экспертов по торговле с Россией Илкку Салонена (Ilkka Salonen) и Лаури Вейялайнена (Lauri Veijalainen).
«В любом случае, российский рынок очень большой, независимо от того, растет ли он на 1%, 1,5% или 2%. Безусловно, здесь есть где развернуться», — говорит Салонен.
«На Россию вообще не стоит смотреть с мыслью о прибыли в следующем квартале. Работая здесь, нужно уметь забывать о циклах. Было бы здорово учитывать это и в период санкций и тяжелых времен геополитики».
Илкка Салонен и Лаури Вейялайнен — люди, к мнению которых о России внимательно прислушиваются.
Возглавляемая ими организация East Office of Finnish Industries — одно из крупнейших в Финляндии объединений предприятий, ведущих торговлю с Россией, которое предоставляет своим акционерам анализ ситуации и помощь, объясняет все риски и возможности.
Салонен и Вейяляйнен впервые отправились в совместную поездку в Москву, занимая новые должности. Их выбрали на посты в «Ист Офис» весной, когда предыдущий председатель совета директоров Эско Ахо (Esko Aho, бывший премьер-министр Финляндии — прим. перев.) покинул свою должность. Вейялайнен, который раньше был генеральным директором сети магазинов «Стокманн» (Stockmann), смог приступить к своим обязанностям в «Ист Офис» только в конце сентября.
Оба эксперта уже знакомы с российской столицей. Илкка Салонен неоднократно занимал ведущие посты в российской банковской сфере начиная с 1980-х годов, Лаури Вейялайнен проработал в Москве в общей сложности 17 лет — в строительной фирме Skanska, в Ikea и в «Стокманне».
Благодаря большому опыту оба финна реалистично смотрят на сферу бизнеса в России. Сейчас экономика растет неравномерно, в стране по-прежнему много бюрократии, роль государства в экономике растет, «случается всякое».
И все же оба эксперта считают российский рынок перспективным, хотя здесь и имеет место сильная конкуренция.
«У Финляндии есть замечательные и сильные бренды, многие были представлены в России еще в советское время. Это большой плюс для работы в России», — говорит Вейялайнен.
«Инфраструктура сферы экологии в России пока не развита. Я вижу в этом много возможностей для финских компаний», — продолжает он.
Конечно, окончательные решения принимают сами фирмы, напоминает Салонен.
«Отсутствие компаний на российском рынке — тоже действенная стратегия в отношении России, если она вас не интересует. Однако для финских предприятий Россия — естественное место работы, потому что мы находимся так близко друг к другу, и Финляндию и финские бренды все знают».
По его мнению, благодаря хорошей репутации у финских компаний есть преимущества в России.
Однако этот энтузиазм в целом является односторонним. Репутация России в Финляндии никогда не была блестящей, а захват Крыма и использование военной силы в последнее время только ухудшили ее.
Сложившаяся ситуация станет проблемой, если из-за нее Финляндия не будет вести выгодную для себя торговлю.
«Конечно, перед нами стоит серьезная задача: нам нужно повысить уровень понимания России в Финляндии», — говорит Вейялайнен.
«С Россией связаны разные предрассудки. Нам нужно прояснить ситуацию, и „Ист Офис", конечно, хочет участвовать в этих обсуждениях», — продолжает он.
Обеспокоенность вызывает и то, что многие молодые финны не заинтересованы в России.
Различные специалисты по России необходимы как в сфере бизнеса, так и в государственных структурах. И хотя санкции и замедление роста российской экономики сократили товарооборот, в 2018 году Россия была шестым крупнейшим экспортным рынком для Финляндии.
«Когда говоришь с представителями предприятий, понимаешь, что специалистов по России по-прежнему не хватает. Специалистов по России может и должно быть больше», — говорит Лаури Вейялайнен.
«Мою работу в „Ист Офис" сильно облегчает то, что я работал в довольно крупных российских организациях и видел изнутри, как работают государственные и частные банки. К сожалению, нас, динозавров, осталось в этих структурах немного. Должно быть больше представителей разных поколений, которые будут работать на разных уровнях», — говорит Салонен.
Однако нельзя сказать, что Россия не виновата в том, что она не вызывает большого интереса у молодежи и что к ней относятся с подозрением, отмечает Илкка Салонен.
«В этом нельзя обвинять молодых специалистов. Нам, старикам, следует обдумать, как мы можем объяснить им свою заинтересованность таким образом, чтобы они тоже заметили, что здесь действительно есть что-то интересное», — рассуждает Салонен.
Лаури Вейялайнен надеется, что электронная виза, с которой ездить в Санкт-Петербург и Ленинградскую область станет легче, увеличит поток финских туристов и расширит представление о стране-соседе (с первого октября 2019 года на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области начала действовать бесплатная электронная визы для граждан 53 стран, прим. перев.)
Вейялайнен стал генеральным директором организации, вдохновившись опытом работы в России.
«Конечно, я рекомендую Россию. Россия — это возможность выйти на международный рынок, и она не закрывает другие возможности, — говорит он. — Нужно учиться тому, что не умеют другие, нужно составлять свою палитру».
Стоит разобраться в дигитализации, уровень ответственности в России тоже растет, говорит он. Многие россияне стали интересоваться экологией сильнее, чем раньше.
Илкка Салонен и Лаури Вейялайнен уже давно наблюдают за развитием России и замечают изменения. Официальные лица стали работать эффективнее, чиновники стали профессиональнее, что сократило число случаев произвола. Открылись рынки для новых отраслей, английский в сфере бизнеса становится все лучше. Несмотря на все проблемы, общество стало гораздо лучше, чем в 1990-е годы.
«Конечно, можно столкнуться с серьезными рисками», — говорит Салонен.
Один из таких примеров — дело известного американского инвестора Майкла Калви (Michael Calvey), который сейчас находится под домашним арестом из-за корпоративного спора. Это сильно испугало иностранных специалистов.
«Думаю, в России плохо понимают, какой резонанс вызвал случай с Калви. Ведь речь идет не о том, прав Калви или нет, а о том, что из гражданско-правового дела сделали уголовно-правовое», — говорит Салонен.
«Конечно, в России значение опытности и способности разобраться в ситуации выше, чем где-либо еще».
«Ист Офис» — это не только сеть контактов. Организация представляет особую ценность для владельцев финских предприятий, которые вложили большую часть инвестиций в Россию.
«Конечно, здесь нужно действовать с умом. Ничего нельзя пускать на самотек. Контакты и связи — это большое дело. У меня в основном подвижная работа, я встречаюсь с официальными лицами в России и Финляндии, создаю контакты и занимаюсь проектами, которые важны для нас и наших акционеров», — говорит Вейялайнен.
Лаури Вейялайнен
Laatuaikaa ja ulkoilua perheen kanssa, ja vähän saalistakin #Inkoo #haukipulliaillalliseksi #Suomensaaristo #Finnishnature pic.twitter.com/JzC8AL9J7x
— Lauri Veijalainen (@LauriVeija) 6 октября 2019 г.
С 1998 по 2015 год работал финансовым директором фирмы «Сканска» и «Икеа», директор по развитию «Стокманна». Занимал ведущие позиции в «Стокманне», с 2016 по 2019 был генеральным директором «Стокманна».
Стал генеральным директором «Ист Офис» в 2019 году.
Илкка Салонен
Tuotannon lokalisointiin liittyvä trendi tulee pysymään #Venäjä'n markkinoilla vielä pitkään, mutta Venäjältä on saatavissa edelleen erinomaista tulosta, sanoo #SVKK:n hallituksen pj Ilkka Salonen syksyn ensimmäisessä #SVKKclub'issa. pic.twitter.com/MloWF57nm9
— Suomalais-Venäläinen kauppakamari SVKK (@SVKK_FRCC) 13 сентября 2019 г.
Впервые переехал в Москву в 1985 году, возглавлял представительство Национального акционерного банка Финляндии (Kansallis-Osake-Pankki).
Занимал ведущие должности в «Международном Московском Банке», Сбербанке и банке «Уралсиб».
В 2017 году стал генеральным директором «Ист Офис», в 2019 году —председателем совета директоров. Также является председателем правления Финско-Российской торговой палаты.