Китайско-российские отношения являются темой, за которой на протяжении длительного времени следят американские СМИ. На днях американская международная общественная радиокомпания «Голос Америки» (Voice of America) опубликовала статью, в ней приводится исследование российского «Левада-центра» за сентябрь, согласно которому вслед за ухудшением экономической ситуации в России усилилась ксенофобия, в частности постоянно усиливаются антикитайские настроения. Действительно ли это так?
Автор этой статьи нашел оригинал доклада российского «Левада-центра», в котором, главным образом, идет речь о том, что «эффект Крыма» стал причиной снижения внимания российской общественности к вопросам иммиграции после украинского кризиса. Однако в условиях отсутствия значительных общественных и экономических перемен, Россия ограничивает число иммигрантов, вернувшись до уровня, предшествовавшего началу украинского кризиса.
Следует отметить, что в докладе не акцентируется внимание на вопросы Китая и отношения россиян к Китаю. В связи с этим можно сказать, что американские СМИ «приукрасили» результаты доклада. В таких условиях нельзя не сомневаться в настоящих намерениях американцев.
В первую очередь, статья с субъективными взглядами и предрассудками дает толчок для местных ультранациональных и антииностранных сил. Стоит отметить, что ежегодно 4 ноября в Москве проходят акции националистических сил России, представители которых, в основном, выражают свое недовольство и сопротивление иммигрантам, а также заявляют о том, что «Россия для русских». Организаторы акции в этом году уже подали заявку в московскую городскую администрацию на проведение демонстраций, а американские СМИ хотят воспользоваться этой возможностью и спровоцировать враждебные чувства между Китаем и Россией.
Во-вторых, вслед за улучшением китайско-российских отношений в последние несколько лет страны добиваются новых успехов в двустороннем деловом сотрудничестве. На самом деле, россияне все лучше относятся к китайцам. Согласно опросу, проведенному тем же «Левада-центром», пропорция дружественно настроенных россиян по отношению к китайцам в последние два года сохраняется на уровне 70%, аналогичный показатель в отношении США и западных стран составляет 40%. Очевидно, что российский народ более дружелюбен к Китаю, чем к Западу.
В-третьих, в современном российском обществе действительно есть люди, которые настороженно относятся к китайцам и имеют ошибочные представления, однако лишь ссылаясь на вышеупомянутый опрос, можно сказать, что заявления о нарастающих антикитайских настроениях в России необъективные и предвзятые.
В России всегда существовали ксенофобские и националистические силы, однако крайне экстремистских групп немного. Более того, эти антииностранные силы выступают не только против китайцев, но и граждан других стран.
С общей точки зрения, в 2019 году отмечается 70-летие установления китайско-российских отношений, страны добились плодотворных результатов. В последние несколько лет КНР постоянно является крупнейшим зарубежным источником туристов для России. Постоянное укрепление китайско-российских отношений вызывает беспокойство отдельных внешних сил, которые активно провоцируют разногласия между странами. Однако к их разочарованию КНР и РФ уже давно поняли их намерения и твердо придерживаются решимости продолжать развивать отношения всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства. В этом году главы внешнеполитических ведомств двух стран неоднократно подчеркивали, что китайско-российские отношения не подвергнутся внешнему влиянию. Президент РФ Владимир Путин ни раз высказывал свою точку зрения по поводу развития двусторонних отношений, а также открыто поддерживает Китай.
На днях официальные представители Китая и России специально выступили с заявлениями по поводу внешних провокаций, это свидетельствует о тесной стратегической связи между двумя странами. КНР и РФ не подвергнутся внешнему воздействию, тем более не окажутся под влиянием отдельных «спекуляционных» статей западных СМИ.
Дин Сяосин — директор и научный сотрудник Института Евразии Китайской академии современных международных отношений