Американская пенитенциарная система — «отстой», но со временем положение арестантки улучшилось, сообщили доверенные люди россиянки. Завтра Бутина выйдет на свободу и отправится в Москву в сопровождении сотрудников миграционной и таможенной службы.
30-летняя Бутина, она же федеральный заключенный 35406-016, в прошлом году признала себя виновной в попытке внедриться в консервативные политические круги и повлиять на отношения США с Россией. В апреле 2018 года федеральный суд приговорил ее к полутора годам тюрьмы.
И пока хулители и сторонники — включая российского президента Владимира Путина — обсуждали правомерность ареста, осуждения и приговора Бутиной, она оказалась за решеткой. В 2018 году в ожидании суда Бутина коротала дни в Александрийском изоляторе на севере Виргинии.
«Никаких хлопот с ней не возникло, — сообщил чиновник пенитенциарной системы. — Она вела себя тихо и держалась замкнуто». Адвокат Бутиной Роберт Дрисколл (Robert Driscoll) отметил, что изоляция была вынужденной — по его словам, ее держали в замкнутом помещении почти без солнечного света и дурно кормили.
«Выглядела она паршиво, — отозвался Дрисколл о бледной женщине. — В Александрии она вся осунулась». В Александрийском изоляторе Бутину навещал православный священник. Он вел с ней душеспасительные беседы и снабжал духовной литературой.
«Она каждый раз радовалась его приходу», — сообщил источник в правоохранительных органах. «Она даже раздумывала, не уйти ли ей в монастырь», — сказал Дрисколл.
Жизнь Бутиной улучшилась, когда она ее перевели в Федеральный исправительный институт Таллахасси, тюрьму строгого режима во Флориде. «Во Флориде она пошла на поправку, — сказал Дрисколл. — Когда ты в полной заднице, то радуешься малейшему улучшению».
Помимо прочего, улучшился ее рацион. «Едой она была довольна, — сообщил Дрисколл. — Даже пополнела, в хорошем смысле. Каждый день давали фрукты и овощи».
Во Флориде Бутина стала дежурной в тюремной столовой — мыла посуду и была на раздаче еды, рассказывает Дрисколл. Каждое утро Бутина начинала с пробежки в пять миль (8 километров). Смена в столовой начиналась в десять утра, а кончалась в шесть вечера.
«В свободное время после работы она читала, отвечала на письма и занималась своими делами, — сказал Дрисколл. — Потом она ложилась спать, а на следующий день все сначала». Пока Бутина отбывала срок, друзья отправляли ей деньги на тюремный банковский счет. По словам Дрисколла, она приобрела mp3-плеер и кроссовки.
Последней ее покупкой стал костюм, его она заказала на «Амазоне». Она наденет его в пятницу утром, когда выйдет на свободу, сядет в белый фургон Иммиграционной и таможенной полиции и отправится в аэропорт — а оттуда домой.