Президент Дональд Трамп по праву раструбил, что силы специального назначения в ходе рейда уничтожили лидера ИГИЛ* в Сирии. Если бы эта операция закончилась неудачей, ему пришлось бы нести за это ответственность. Демократы не спешили хвалиться, но они наверняка помнили о том, как воспользовались уничтожением Усамы бен Ладена во время кампании по переизбранию Барака Обамы. «Бен Ладен мертв, „Дженерал Моторс" жива», — ликовал в то время вице-президент, а ныне претендент на выборах 2020 года Джо Байден.
Смерть Багдади оказалась очень кстати, дав республиканцам редкую ныне хорошую новость, вокруг которой можно сплотиться. Ведь сегодня им приходится выслушивать только неприятные вести, начиная с процедуры импичмента и кончая возмущением из-за решения Трампа оставить сирийских курдов. А с учетом склонности президента к хвастливым небылицам, этот рейд, который он уже сравнил с кино, в предстоящие месяцы наверняка примет мифические пропорции, дав Трампу хорошую возможность предстать в образе беспощадного военачальника с квадратной челюстью.
Но в итоге политические последствия этой операции, скорее всего, будут ничтожны. Трамп так сильно поляризовал общественное мнение, что этот рейд вряд ли сильно повлияет на голоса избирателей в будущем году. После намного более резонансной смерти бен Ладена рейтинги популярности Обамы поднялись всего на несколько недель, а потом вернулись к норме. Любой подъем рейтингов Трампа может иметь большое значение, поскольку общественное мнение очень существенно влияет на исход борьбы за импичмент. Но можно с уверенностью сделать ставку на то, что эта история с Багдади скоро забудется на фоне невзгод и напастей Трампа из-за импичмента, а также в связи с его собственной склонностью разжигать новые скандалы.
«Как будто кино посмотрел»
В воскресенье Трамп красочно описал рейд по ликвидации Багдади, рассказав, как преследуемый собаками и «плачущий» лидер ИГИЛ* забежал со своими детьми в тоннель, а там привел в действие пояс смертника. Похоже, президент был доволен новыми технологиями, давшими ему возможность наблюдать за ходом операции издалека. Он сказал, что «как будто кино посмотрел».
Что сказал мир
Операция против Багдади привела в перевозбужденное состояние машины политического пиара всех ключевых игроков на Ближнем Востоке, которые пытались либо приписать себе заслуги в уничтожении известного террориста, либо принизить значение этого события.
«Ничего особенного»
Отвечая на твит Трампа с намеком на смерть Багдади, министр связи Ирана Мохаммад-Джавад Азери Джахроми (Mohammad-Javad Azairi Jahromi) написал: «Ничего особенного! Вы только что убили свое собственное творение».
«Иракская национальная служба разведки… сумела отыскать логово»
Иракское министерство обороны быстро выступило с заявлением и поставило себе в заслугу выяснение местонахождения Багдади.
«Абсолютно никакого оперативного значения»
Официальный представитель российского Министерства обороны генерал-майор Игорь Конашенков постарался принизить значение проведенной операции и даже поставил под сомнение сам факт ее проведения, заявив, что Россия не наблюдала американских авиаударов в этом регионе. Это полностью противоречит заявлению самого Трампа о том, что Россия «открыла» небо над контролируемыми ею районами, дав американцам возможность для пролета.
«Результат тесного сотрудничества между СДС и Соединенными Штатами»
Главное командование Сирийских демократических сил в своем заявлении подчеркнуло, что ключом к успеху операции стали отношения между США и СДС, а также обвинило Турцию в агрессии, которая привела к задержке операции на месяц с лишним.
«Нам оказали определенную помощь партнеры со стороны»
Министр обороны Марк Эспер более осторожно отозвался о роли курдских боевиков в проведенной операции. Выступая на Си-Эн-Эн в программе Джейка Тэппера (Jake Tapper), он не стал напрямую упоминать курдов в связи с проведенным рейдом.
«Хороший день для хороших парней»
Высокопоставленный турецкий руководитель приветствовал осуществленный рейд, о чем рассказал Гюль Туйсуз (Gul Tuysuz) с Си-Эн-Эн. Правда, один американский представитель заявил в Вашингтоне Райану Брауну (Ryan Brown) из Си-Эн-Эн, что Турция к этой операции была непричастна.
«Как будто кино посмотрел»
Трамп неоднократно похвалил и саму операцию, и участвовавший в ней спецназ после своего заявления о гибели Багдади. Он также поблагодарил Россию, Турцию, Ирак, Сирию и сирийских курдов, а потом предупредил: «Мы следим и за остальными. За очень плохими».
«Заранее уведомили русских, но не руководство конгресса»
Это сказала лидер демократов Нэнси Пелоси, отметившая, что палату представителей никто о рейде не проинформировал.
Тем временем…
Пока Вашингтон напряженно думает о том, какие последствия смерть Багдади будет иметь для американской политики, другие региональные игроки должны принять решение о своих следующих шагах. Вот что они могут думать.
Для Трампа этот рейд стал аргументом в пользу того, чтобы остаться в Сирии и собирать информацию об ИГИЛ* с целью нанесения по нему ударов по собственному усмотрению. Но скорее всего, успех этой операции еще больше убедил Трампа в том, что сейчас необходимо провозгласить победу и уйти.
Для ИГИЛ* Багдади был важным символом, однако непонятно, руководил ли он как и раньше этой экстремистской группировкой. История показывает, что лидеры уходят, а их организации продолжают существовать и развиваться. При этом они могут менять свою конфигурацию, заполняя вакуум в таких местах как Сирия. Сейчас у ИГИЛ* появился стимул показать, что это по-прежнему могущественная организация.
Россия, Турция, Иран и сирийский президент Башар Асад надеются, что сейчас, когда Трамп одержал спасшую его репутацию победу, которая прикроет его отступление из Сирии, он утратит всякий интерес к этой стране. Сейчас пришло время закрепить более значимые в стратегическом отношении достижения.
Что касается курдов, то СДС заявили, что в течение пяти месяцев перед рейдом они совместно с американцами занимались сбором разведывательной информации, чтобы определить местонахождение Багдади. Нежелание администрации подтвердить их участие может указывать на мнение Трампа об отношениях с курдами и о том, как много США задолжали своим бывшим союзникам.
* — запрещенная в России организация.