Когда министр иностранных дел Йеппе Кофод (Jeppe Kofod) вступил в должность этим летом, он получил от контролируемого Газпромом «Северного потока — 2» «приветственный подарок». Компания отозвала свою заявку на прокладку газопровода вблизи Борнхольма.
Благодаря этому датский МИД перестала мучить главная головная боль, которую предыдущее правительство пережило только благодаря рассолу, употребляемому из-под полы. Заявку на прокладку трубопровода юридически можно было отклонить, если бы правительство сочло, что проект вредит государственной политике безопасности. В свете действий России такое решение Дании можно было бы оправдать. Но это неизбежно привело бы к конфликту с Россией и ее президентом Владимиром Путиным.
Решение все откладывали и откладывали, а потом наступили выборы. После них дело унаследовал Кофод.
Будучи членом Европейского парламента, он годами резко выступал против проекта.
«Из-за него мы станем еще больше зависеть от путинского газа. Это делает нас уязвимыми и вредит нашим климатическим амбициям. Ради безопасности Европы жизненно важно остановить реализацию „Северного потока — 2"», — говорил он ранее в этом году DR.
Русские предчувствовали дальнейшее затягивание
Учитывая все это, проще всего было бы просто отклонить заявку. Но Кофоду так и не суждено было принять это решение — то ли потому, что компания вообще не хотела связываться с несговорчивым министром, то ли из-за того, что русские предчувствовали, что дело затянется еще больше.
Как заявил один из директоров «Северного потока — 2», компания «была вынуждена пойти на этот шаг, потому что прежнее датское правительство за два года, прошедшие с момента подачи заявки, так и не обозначило, что пришло к какому-либо решению».
Вместо этого «Северный поток — 2» сделал ставку на две другие заявки, по которым маршрут должен был пройти за пределами датских территориальных вод — так далеко от побережья, что аргументы политики безопасности уже нельзя было использовать для отказа. Согласно Международному морскому праву, в таких случаях государство может отклонить заявку только из соображений безопасности экологии и судоходства.
Один из этих маршрутов и одобрило Датское энергетическое агентство в среду.
Это было чисто административное решение без всякого намека на политику, принятое исключительно на основании аргументов, согласно которым трубопровод не будет вредить рыбе и морским судам.
Как сообщило агентство Ritzau со ссылкой на министерство иностранных дел, «Йеппе Кофод находится в Стокгольме и не будет комментировать это решение». Вот еще одно доказательство, что дело не имеет отношения к политике.
Все партии Кристиансборга (дворец, в котором размещается датский парламент фолькетинг — прим. ред.), в том числе оппозиционные, высказали большое сожаление и разочарование в связи с одобрением проекта, но при этом также признали, что тут ничего не поделаешь. В правовом государстве международное морское право распространяется в том числе и на проекты, которые могут нам не нравиться.
Сотрудники Белого дома
Кофод и правительство могут теперь лишь надеяться, что избавились от проблем, связанных с «Северным потоком — 2». Но наверняка ничего знать нельзя.
Этот газопровод очень активно обсуждается и вызывает много споров в Европе и США. Он стал мощным символом того, что Запад, несмотря на серьезные политические столкновения и конфликты с Россией, все равно хочет вести бизнес с Москвой. Пусть даже Путин уже показывал, что готов использовать энергоснабжение как оружие.
Газопровод занимает центральное место и в дискуссиях о климате. С одной стороны, газ — это ископаемое топливо, против которого выступают очень многие, но, с другой стороны, он загрязняет воздух меньше, чем уголь и нефть, а значит, может быть полезен в переходный период, пока мы не начнем использовать исключительно зеленую энергию.
Таким образом, поскольку весь мир следит за развитием событий вокруг «Северного потока — 2», существует риск, что аргументы и обоснования Датского энергетического агентства могут быть неправильно поняты — как обычными людьми, так и сотрудниками Белого дома.
Вчерашняя новость о том, что Дания одобрила «Северный поток — 2», разошлась по всему миру за считанные часы. Конечно, велик риск, что Данию теперь обвинят в поддержке интересов России и в том, что она идет на поводу у Путина. А это было бы очень забавно, учитывая, с какой политической неприязнью относятся к этому проекту в Кристиансборге.