Как мы уже сообщали, американский неоконсервативный аналитический центр Джеймстаунский фонд (The Jamestown Foundation) опубликовал недавно доклад под названием «Как защитить страны Балтии», посвященный методам защиты от потенциального нападения со стороны России. Авторы документа исходят из предположения, что Москва не только обладает необходимым потенциалом, но и вынашивает намерения обратиться к наступательным действиям под предлогом, например, защиты русскоязычного меньшинства (в таком случае речь шла бы в первую очередь о Латвии и Эстонии). Согласно плану аналитиков Джеймстаунского фонда, в случае российского нападения полякам следует «приложить усилия» и совместно с американцами занять Калининградскую область, а взамен после окончания конфликта они смогут получить ее в собственность.
«Прежде всего, эта территория не стоит наших жертв, тех расходов, которые нам придется понести. Это самое основное», — говорит в беседе с порталом «Кресы» историк, эксперт по геополитике и вопросам безопасности профессор Анджей Запаловский (Andrzej Zapałowski).
«Кроме того, следует понимать, что россияне обладают системой ограничения и воспрещения доступа и маневра, а в Калининградской области они сосредоточили большие силы. В такой ситуации, на их месте, начиная операцию в странах Балтии, я бы одновременно нанес удар по всем гарнизонам, находящимся в районе Сувалкского коридора, Варминско-Мазурского воеводства. Россия способна нейтрализовать польские войска, прежде чем мы успеем их развернуть. Мне сложно представить, что действия в рамках российской атаки на страны Балтии растянутся на 2-4 дня. Скорее, цель будет состоять в том, чтобы взять ситуацию под контроль максимум за двое суток», — подчеркивает эксперт.
Он обращает внимание, что польские гарнизоны в обсуждаемом районе находятся на расстоянии 30-50 километров от границы с Белоруссией или Россией: «Нейтрализация этих войск прежде, чем они успеют выйти с баз, это вопрос одного часа». Профессор также подчеркивает: «Польша не располагает ни силами, ни средствами, позволяющими противостоять сосредоточенному в Калининградской области потенциалу, такие силы и средства есть только у американцев». Он объясняет, что потенциальный польский авиаудар (если бы его вообще удалось провести) имел бы крайне ограниченный эффект: «Без массированного ракетного и авиационного удара США говорить вообще будет не о чем, тем более что наши ближайшие союзники, в первую очередь немцы, таким потенциалом не обладают. Вопрос также, примут ли они политическое решение вступить в конфликт. У меня складывается впечатление, что Вашингтон хочет выполнять свои обязательства в отношении стран Балтии руками польской армии, — отмечает Запаловский. — А мы, что следует четко подчеркнуть, не могли бы сейчас этого сделать. Сегодня мы, создавая 18-ю механизированную дивизию, лишь пытаемся сформировать такие силы, которые были бы способны остановить российский удар на варшавском направлении. О таких силах, которые были бы в состоянии нейтрализовать россиян и занять Калининградскую область, речи тем более не идет. Для такой операции нам понадобились бы две дополнительные дивизии помимо той, которая формируется для поддержки союзнических сил НАТО.
Впрочем, американцы в своем докладе пишут прямо, что для того, чтобы оказать Польше эффективную поддержку, США должны иметь на польской территории две свои дивизии, — добавляет профессор. — А сейчас мы говорим об одной, максимум двух бригадах, находящихся у нас на ротационной основе! Дивизия — это минимум три бригады, значит, чтобы вести речь хотя бы о какой-то поддержке силы, нужно нарастить как минимум в три раза. Все эти американские умствования, если взглянуть на реальный польский наступательный потенциал, выглядят абсурдными и абстрактными. Сейчас нам следует размышлять не о наступлении, а об обороне основных центров в польском государстве».
Как также напоминает профессор, бывший командующий силами США в Европе прямо заявлял о том, что защитить страны Балтии невозможно. «Стратегическая глубина там настолько мала, что россияне могут свободно поразить любую цель со своей территории, не говоря уже о том, что они могут войти туда со стороны моря, одновременно при помощи системы воспрещения доступа заблокировав силы НАТО. Единственным вариантом остается масштабная высадка натовского десанта, но по вышеуказанным причинам проведение такой операции выглядит малореальным».
Такую страну, как Эстония, по мнению эксперта, Варшава защитить не может. «В особенности потому, что из 1,3 миллионов ее жителей 400 тысяч — русские. Численность населения Латвии составляет около 2 миллионов человек, а русских там примерно 30%. Чуть лучше в демографическом плане выглядит ситуация Литвы, где живет почти 3 миллиона человек, при этом русских там 7-8%. В контексте какой-либо поддержки стран Балтии со стороны Польши, можно говорить только о помощи Литве».
«Что касается сил и средств, которые могут направить члены НАТО в страны Балтии, а также их эффективности, я предлагаю задуматься, каким запасом боеприпасов они бы обладали. Если речь идет о запасе боевых средств на срок меньше 30 дней (я думаю, мы бы вряд ли отправили в Латвию с нашими танковыми подразделениями больше), то, по всей видимости, в случае нападения россияне нанесут удар по гарнизонам в Латвии и Эстонии и приступят к дальнейшим действиям только тогда, когда к операции подключатся натовские силы», — говорит Запаловский.
«Этот доклад прямо указывает, что американцы хотят выполнять свои задачи в театре потенциальных военных действий польскими руками. У нас, однако, нет на это ни сил, ни средств, а, самое главное, мы не заинтересованы в том, чтобы на польской территории разворачивалась военная операция наступательного характера, пусть даже служащая интересам стран Балтии. Мы не обладаем необходимым потенциалом, а в первую очередь нам нужно защитить ключевые для функционирования польского государства объекты», — подводит итог эксперт.
Какой американские аналитики видят роль польской армии
В упомянутом докладе говорится, что россияне должны осознавать: «за неспровоцированную агрессию против НАТО им придется заплатить высокую цену, в том числе они могут лишиться Калининградской области». «К такой миссии будет логично подключить находящиеся неподалеку польские бронетанковые подразделения и дислоцированные на польской территории силы США», — говорится в документе.
«Если Польшу в случае нападения России попросят приложить усилия к нейтрализации Калининградской области, разумным представляется передать ее полякам в рамках послевоенных соглашений. (…) Если область останется в составе РФ, минимальным условием должна стать ее демилитаризация», — указано в примечании.
Далее в докладе аналитики Джеймстаунского фонда описывают, как они представляют себе сценарий захвата Калининградской области: «Как только Россия вторгнется на территорию НАТО и инициирует действия с применением боевого оружия, американские и польские силы (находящаяся поблизости 16-я механизированная дивизия, а также 11-я бронетанковая дивизия из юго-западного региона Польши и 6-я воздушно-десантная бригада плюс одна американская бригадная боевая группа из дислоцированной на польской территории дивизии) должны нанести удар, чтобы взять под контроль Калининградскую область и обезвредить размещенные там системы противовоздушной и противоракетной обороны. В результате утраты Россией Калининградской области, своего порта и базы лишится Балтийский флот. Это будет ключевой момент в рамках конфликта».
Часть экспертов уже ранее обращала внимание на то, что американские стратеги считают польскую армию, а в особенности ее сухопутный компонент, инструментом, который должен вести военные действия в соответствии с планами Вашингтона вместо американских подразделений.