Радикально левая «Левая» партия вместе с правой популистской партией «Альтернатива для Германии» получили не только первый и второй результаты, но и невообразимое еще даже пару лет тому назад большинство — 31 и 23,4 процента, вместе почти 55% голосов.
Правящая в стране партия ХДС, потеряв почти 12% от предыдущего результата, — с 21,8 процента на третьем месте. Дальше еще хуже. СДПГ, старейшая из действующих партий Германии, — 8,2%, СвДП лишь пятью голосами превысила проходной барьер в земельный парламент — 5%. И наконец, сюрприз сезона — «Зеленые»: партия, ломающая шаблоны по успешности в опросах на федеральном уровне, едва прорвалась в Тюрингии: 5,2%.
Надо сказать, что эта земля, которой руководил из Эрфурта единственный в ФРГ премьер-министр из «левых» харизматичный Бодо Рамелов (Bodo Ramelow), отнюдь не была проблемной. Коалиция из «розовых», «красных» и «зеленых» добилась здесь неплохих результатов. Но растущая экономика и социальный мир больше не увлекают немецких избирателей так, как это было 15 лет назад. Успех АдГ, партии «нет», показывает: в обществе созрела проблема, от которой прячутся все так называемые народные партии. И общество отвечает на эти прятки: народными становятся другие политические силы, а крупнейшие игроки уходят за горизонт 10 процентов. Такая судьба ждет и партию ХДС, если ею не будут приняты меры возрождения самого радикального свойства. Однако первая реакция на землетрясение в Тюрингии со стороны верхушки партии не вселяет никаких надежд.
Впрочем, в Эрфурте сейчас решается проблема гораздо более доступная и ощутимая. «Альтернатива для Германии» до сих пор была партией-недотрогой: ни одна из действующих политсил не желала иметь никаких дел с популистами. Но после этих сенсационных выборов в Тюрингии, увы, не создать устойчивое правительство без мучительного компромисса. Выхода два: «Левая» и «Альтернатива» или «Левая» и ХДС. Христианские демократы в роли младших партнеров при посткоммунистах? Или федеральная земля, управляемая левыми и правыми радикалами? Есть еще и третий вариант: Конституция земли не ограничивает сроков перезагрузки власти после выборов, Бодо Рамелов и его партнеры могут управлять Тюрингией хоть до федеральных выборов в 2021 году.
И тем не менее какой вариант ни был бы выбран, он опозорит «благородные седины» народных партий. Но этот позор, скажем честно, — заслуженный.