Погребенное глубоко в древних шведских горных породах, здесь находится одно из самых секретных сооружений наших вооруженных сил.
Угроза со стороны России заставила руководителей шведского флота вновь искать защиты в стенах легендарной базы Мускё.
Aftonbladet воспользовалась уникальной возможностью попасть в это закрытое сооружение внутри горы.
Снаружи почти ничего не видно. Лишь огромные ворота в конце асфальтированной дороги. Но за ними начинается совершенно иной мир.
Широкий, освещенный лампами дневного света коридор со стенами из голой горной породы косо уводит под гору, где начинается сложный лабиринт из длинных туннелей, соединяемых узкими поперечными проходами.
Потолки главных тоннелей высотой в несколько этажей. Все здесь хорошо освещено, и очень тихо. Тишину нарушают лишь наши голоса, звуки шагов и велосипедов работников верфи. Пешком внутри горы почти никто не ходит — слишком велики расстояния.
Мы находимся на Мускё, что к югу от Стокгольма. Вероятно, это самая большая подземная военная база в мире.
В начале 1950-х годов отсюда вывезли 1,5 миллиона кубических метров взорванной горной породы, создав систему пещер размером со Старый город Стокгольма. Ее пронизывают 20 километров подземных дорог.
Здесь находится монументальная военная верфь с тремя доками для больших кораблей и подводных лодок, которые через замаскированные ходы в горной породе могут выйти прямо в море.
В холодную войну здесь велась лихорадочная деятельность. В горе были мастерские, больницы, операционные, огромные склады и кухни, а также столовая на 2 тысячи человек.
Однако большую часть военной деятельности свернули по решению командования в 2004 году. Базу ВМФ на Мускё должны были закрыть, а флот — сосредоточить в Карлскруне.
Но сейчас ВМФ вновь обживается на Мускё.
«Жемчужина»
Высшее руководство флота покинуло общий штаб вооруженных сил Швеции в Стокгольме и переехало обратно на Мускё. Как только завершатся подготовительные работы, командование въедет в защищенные от ядерных атак помещения внутри горы. Это значит, что на базе появятся примерно 150 новых рабочих мест.
«Можно лишь констатировать, что база Мускё — настоящая жемчужина наших фортификационных сооружений. Нужно только вернуть ей прежний блеск, обновить и модернизировать», — сказал командующий ВМФ Йенс Нюквист (Jens Nykvist) в связи с повторным открытием базы 30 сентября.
Тем временем штаб армии переехал в Энчёпинг, а штаб ВВС — в Упсалу.
Причиной, конечно, стали изменения в ситуации в области безопасности. Или, если говорить прямо, рост угрозы со стороны России.
Нельзя, чтобы одна-единственная атака вывела из строя все командование вооруженными силами страны, и это правило должно работать и в ситуации войны.
«Благодаря фортификационной защите и сооружениям, которые есть в этом подземелье, база становится идеальным местом для размещения штаба ВМФ, глупо было бы не использовать ее», — говорит пресс-секретарь штаба Ребекка Ландберг (Rebecca Landberg).
Тайны горы раскрыты
Прошло всего 15 лет с тех пор, как решили закрыть Мускё, — но тогда были совсем иные времена.
Тогда Швеции требовались лишь отдельные группы вооруженных сил для разрозненных операций. Например, несколько сотен солдат в Афганистане. Необходимости защищаться в случае вторжения в нашу собственную страну не было.
Войска распустили, вооружения утилизировали, а оборонные сооружения Мускё сочли устаревшими.
Защищать тайны горы больше не входило в наши задачи.
Книга «Мускё: база ВМФ в горе» (Muskö — en örlogsbas i berget), которую выпустили в 2007 году под контролем службы безопасности вооруженных сил Швеции, например, содержит планы всего сооружения и фотографии практически всех помещений.
«Я смогла все сфотографировать, потому что тогдашняя ситуация в мире это позволяла», — объясняет Ребекка Ландберг.
Безопасность снова на повестке дня
Сейчас Швеция вновь активно вкладывается в оборону. К 2025 году бюджет должен вырасти до 84 миллиардов крон в год, что на 65% больше по сравнению с 2019.
Это огромное изменение, учитывая, что вооруженные силы после окончания холодной войны лишь сокращались.
Не в последнюю очередь это заметно и по Мускё. Подземелье вновь выполняет важную функцию в шведской системе обороны, и от открытости, которая царила в 2007 году, не осталось и следа.
Когда мы посещали базу, безопасности уже вновь уделялось огромное внимание.
Нам не позволили взять с собой мобильные телефоны, а фотографу Aftonbladet разрешили снимать только на собственные камеры вооруженных сил, после чего все фотографии тщательно изучили в отделе безопасности, прежде чем мы покинули объект.
Большую часть базы нам не показали, а из того, что мы увидели, мало что можно было фотографировать.
«Тогда — это тогда. А сейчас — это сейчас. Может, мы все перестроили, с тех пор как были сделаны те фотографии. Этого никто не должен знать», — сказал начальник отдела безопасности Андерс Энгквист (Anders Engquist).
«Очень хороший форт»
Однако вооруженные силы никогда не покидали Мускё полностью. Морская информационная служба, например, так и сидела в подземелье все это время.
«То, что действительно стоило сохранить, мы сохранили», — говорит начальник службы Андерс Бэкстрём (Anders Bäckström).
Он считает, что подземелье Мускё состарилось достойно.
«Это по-настоящему хороший форт, и он до сих пор способен выполнять свои функции в условиях любой войны, — заверяет Андерс Бэкстрём. — Противнику было бы интересно выяснить, что здесь происходит».
Круглые сутки каждый день операторы Морской информационной службы наблюдают за обстановкой в Балтийском море.
Какова общая ситуация на море, они узнают из множества источников: это и стационарные датчики, и собственные корабли службы, и береговая охрана, и вооруженные силы других стран, и информация с транспондеров разных судов.
Их цель — обнаруживать отклонения от нормы, замечать все необычное и всех, у кого могут быть злые намерения. Но это непросто.
Когда мы были в информационном центре, операторам нужно было следить за 4 187 объектами.
«В один прекрасный день их может оказаться и 10 тысяч, — объясняет Андерс Бэкстрём. — Мы регулярно сообщаем обо всех отклонениях».
Слушают шумы под водой
Возможно, самая секретная служба подземелья — это Центр подводной разведки. Туда нет доступа никому, кроме операторов гидролокаторов. Ни начальнику, ни адмиралу — никому.
Там операторы прослушивают звуки с гидролокаторов, расположенных под водой.
Вода отлично проводит звуки. Пассивный гидролокатор можно обеспечить большую дальность мониторинга, чем радар, ведь он может не принимать во внимание искривление земли. В зависимости от температуры, а также солености и качества воды порой можно обеспечить невероятный радиус наблюдения.
«Датчики в шведских водах могут улавливать звуки далеко за пределами Балтийского моря. Мы можем фиксировать звуки от самолета, который летит в 9 тысячах километров над нами», — рассказал офицер службы Юаким Оттоссон (Joachim Ottosson).
Вот почему это секретно
У всех кораблей есть свой собственный звук, это словно отпечатки пальцев.
«Мы можем четко идентифицировать каждый корабль. У нас никто не проскользнет незамеченным, — рассказывает Юаким Оттоссон. — Мы — единственные, кто работает исключительно с пассивными гидролокаторами. Наших операторов никому не превзойти».
Зачем нужна такая секретность? Расположение гидролокаторов никому не должно быть известно. Если кто-то узнает о них, он сможет попытаться их обойти, помешать им или вывести из строя.
«Никто не должен знать наших мощностей или того, сколько всего у нас гидролокаторов», — объясняет Юаким Оттоссон.
История подземелья Мускё
История подземелья Мускё берет начало в конце Второй мировой войны, когда увидело свет новое ужасное оружие — атомная бомба.
В случае войны военная верфь вооруженных сил, которая тогда находилась на Шеппсхольмене в Стокгольме, могла стать потенциальной целью ядерной бомбардировки, поэтому ее надо было перенести — чтобы защитить и ее, и гражданское население.
Единственным местом, которое посчитали подходящим для размещения подземного сооружения, оказалась гора Юпскорабергет на Мускё.
Взрывные работы начали в 1950-х. Всего было вывезено 1,5 миллиона кубометров горной породы.