В нескольких десятках километров от побережья шведского Норрланда, в финской Пюхяйоки, планируют построить новую атомную станцию.
Но когда в роли главного ее владельца в дело вступил российский государственный концерн Росатом, оказалось, что есть проблемы с безопасностью, поэтому финскому правительству потребовалось время, чтобы все одобрить.
Шведские организации, коммуны и гражданское население пытаются помешать строительству.
«Атомная энергия не решает проблем с климатической угрозой, и она может навредить ценной природе Боттенвика», — говорит Лена Лагерстам (Lena Lagerstam), официальный представитель организации «Боттенвик без атомной энергии» (Kärnkraftsfritt Bottenviken).
АЭС «Ханхикиви-1» должна расположиться в прибрежной общине Пюхяйоки, на финской стороне залива Боттенвик (северная часть Ботнического залива) всего в 150 километрах от шведского Шеллефтео. По информации предприятий, которые занимаются этим проектом, АЭС сможет покрыть примерно 10% энергетических потребностей Финляндии. Принципиальное решение о выдаче разрешения на строительство было принято еще в 2010 году.
Но после реорганизации оказалось, что за все — от проектирования до обслуживания — будет отвечать «РАОС Проект», дочерняя компания российского государственного концерна Росатом. В связи с этим решение пришлось принимать заново.
Кроме того, вопросы вызывало и намерение использовать новый тип реактора.
Организация «Боттенвик без атомной энергии» борется против АЭС «Ханхикиви-1» уже восемь лет. По ее информации, 21 коммуна Норрланда так или иначе выразила протест против строительства.
«60 лет круглые сутки в северную часть Боттенвика будут выпускать по 45 кубометров теплой воды в секунду. Это может навредить ценной и деликатной природе нашего залива. Кроме того, появятся опасные для жизни отходы, которые никуда не денутся целую вечность», — объясняет 72-летняя Лена Лагерстам, антиквар на пенсии из Мурйерва (коммуна Каликса) и официальный представитель организации «Боттенвик без атомной энергии».
«Может снизить уровень безопасности»
Она просмотрела отчеты о возможных экологических последствиях проекта и считает, что с безопасностью не все в порядке. Участие в деле России еще больше усилило сопротивление.
«Это громадное российское предприятие связано с ядерным оружием, что может изменить ситуацию в области безопасности у нас на севере. Нет, такого позволить мы не можем, мы будем продолжать бороться».
Лена Лагерстам напоминает о неудачных ракетных испытаниях, которые привели к взрыву на военной базе в Архангельской области на северо-западе России. В результате несчастного случая погибли люди, в том числе исследователи, работавшие на Росатом. После взрыва уровень радиации в соседнем городе Северодвинске повысился в 16 раз, согласно информации российского метеорологического института.
«Боттенвик без атомной энергии» — политически независимая и некоммерческая организация. Ее члены устраивают встречи, собирают подписи и пытаются всячески воздействовать на шведских и финских политиков, чтобы остановить строительство атомной станции.
В мае они приезжали в Хельсинки, где встречались с представителями финского аналога Шведского агентства радиационной безопасности — Центра радиационной безопасности Финляндии, а также представителями министерства труда и промышленности и членами парламента. Они передали властям 35 тысяч подписей против строительства атомной станции.
В Хельсинки они прибыли вместе с международной группой представителей российских, белорусских, немецких, бельгийских, шведских и финских организаций, занимающихся вопросами атомной энергии, рассказывает Лена Лагерстам. Финские активисты также передали международную петицию против атомной политики Финляндии, которую подписали 170 организаций из 79 стран.
Не хватает данных, как проводился анализ безопасности
Хотя работы на мысе Ханхикиви в Пюхяйоки уже идут — там прокладывают дороги и возводят объекты — Финляндия еще не выдала разрешение на строительство самого реактора.
По информации Центра радиационной безопасности Финляндии, ей передали лишь часть материалов, доказывающих, что АЭС будет безопасной. Решение примут не ранее 2021 года.
Компания Fennovoima, которая строит АЭС, рассказала Expressen, что, по мнению руководства, к тому моменту все будет готово. К концу этого года компания начнет передавать властям информацию о предварительной оценке безопасности. К концу 2020 года все данные уже будут в руках Центра радиационной безопасности Финляндии. В 2028 году атомная станция уже начнет производить электричество.
«Сейчас мы на этапе подготовительного проектирования и конструирования. Одновременно с работой над документацией мы готовимся и к самому строительству. Для нас очень важно, чтобы конструкция соответствовала всем требованиям», — говорит Сакари Котола (Sakari Kotola), пресс-секретарь обладающей лицензией на строительство Fennovoima.
Но, по словам Лены Лагерстам, нынешней оценки безопасности недостаточно.
«Мне представляется очень неприятным их предложение соорудить бассейн для временного хранения отработанного атомного топлива на берегу, на самом краю низкого мыса, где оно будет лежать сто лет. В Швеции отработанные атомные отходы временно складируются в горном хранилище у Оскархамна».
Организация «Боттенвик без атомной энергии» также обсудила с финским Центром радиационной безопасности климатические изменения, которые, по мнению ее членов, влияют на ситуацию в области безопасности.
«Оценивая риски, предприятие не учитывает возможность более обильных осадков и экстремальной погоды», — заявляет Лена Лагерстам.
Важнейшее дело в Швеции за последние десять лет
Планируемая финская атомная станция — одно из важнейших дел, которые за последние десять лет разбирало Шведское управление охраны окружающей среды. Об этом рассказывает сотрудник управления Эгон Энокссон (Egon Enocksson). Дело попало в управление из-за Конвенции Эспо, согласно которой при планировании деятельности, потенциально воздействующей на экологию, все страны должны информировать об этом соседей.
Шведское управление охраны окружающей среды практически сразу разослало вопрос на рассмотрение муниципалитетам, окружным административным советам и природоохранным организациям. Но когда выяснилось, что в деле участвует российский Росатом, весь процесс пришлось повторить.
Швеция дала свой ответ по поводу альтернативного атомного реактора весной 2014 года. Помимо прочего, она указывает на необходимость более подробной и глубокой оценки рисков.
Все частные лица, вовлеченные в обсуждение, высказались против строительства.
Профессор: у атомной энергии незаслуженно плохая репутация
Кристиан Экберг (Christian Ekberg) — профессор ядерной химии и промышленной переработки из Технического университета Чалмерса. Он считает, что атомная энергия уже давно, еще даже до Чернобыльской аварии, пользуется незаслуженно плохой репутацией.
«Отчасти это связано с пропагандой, когда людей запугивают, не считаясь с фактами, но также и с самой природой радиоактивности и излучения. Когда люди тонут или горят, мы можем принять меры, но когда мы сталкиваемся с чем-то, чего не ощущаем органами чувств, то начинаем бояться этого как чего-то мистического», — объясняет он.
По мнению Кристиана Экберга, со стороны Финляндии действительно разумно требовать оценки безопасности реактора нового типа, который планируется использовать в Пюхяйоки.
«Реакторы отличаются друг от друга, но это не значит, что мы должны отказываться от технологии как таковой».
Кристиан Экберг также подчеркивает, как важна культура безопасности в разных странах. Швецию он называет образцом для подражания, тогда как ситуация в России в советские времена — прекрасный пример плохой культуры безопасности, что мы могли увидеть в телесериале «Чернобыль».
«Нельзя пытаться скрывать ошибки и проблемы. По всему миру ситуация в области безопасности разная. Но, откровенно говоря, сейчас в атомной энергетике больше всего разбираются Россия, Китай и Корея», — говорит он.
Также он упоминает о культурных конфликтах, разных системных проблемах и сложностях, которые возникают, когда в то или иной стране АЭС строят зарубежные компании.
«Финская общественность настроена более позитивно»
Но вернемся обратно к Fennovoima, которая занимается строительством.
Expressen: Как вы думаете, почему шведы так протестуют против ваших планов по строительству АЭС?
Сакари Котола: Нам трудно ответить на этот вопрос, потому что финская общественность относится к атомной энергии гораздо более позитивно. В Пюхяйоки нас поддерживает 73% населения. Всего по стране 49% финнов поддерживают атомную энергию, тогда как 15% против, согласно исследованию «Финская энергия», которое вышло ранее в этом году.
По его словам, в Финляндии считают, что атомная энергия не вредит экологии.
«Финны поддерживают атомную энергию, потому что она не вредит природе и помогает нам бороться с климатическими изменениями. Нам нужно получать больше электричества, используя меньше ископаемого топлива», — говорит Сакари Котола.
Но, по словам Лены Лагерстам, это не вся правда. Она рассказывает, что жители Пюхяйоки ранее создали собственную организацию, которая боролась против атомной энергии, но сейчас у них уже больше нет сил.
«Fennovoima очистила морское дно, вырубила лес на мысе и вынудила жителей продать ей свои дачи. На строительство будет потрачено 500 миллионов евро, и сейчас местность выглядит как промзона. Из-за стройки началось множество конфликтов. Местные жители просто уже не в силах бороться».
В 2016 году активисты атаковали стройку в Пюхяйоки, писала Yle. В статье SVT этим летом одна из жительниц сообщала, что у общественности больше нет возможности остановить строительство, но она по-прежнему надеется, что из него ничего не выйдет.
Сейчас Лена и другие члены организации «Боттенвик без атомной энергии» просматривают ответы, полученные от финского Центра радиационной безопасности, который должен одобрить предоставленную ему оценку безопасности.
В конечном итоге судьбу Боттенвика и АЭС в Пюхяйоки будет решать финское правительство.