25 октября премьер-министр Сербии Ана Брнабич подписала в Москве договор о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС, в который входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия. У Белграда уже были аналогичные соглашения со всеми членами этой организации, кроме двух последних. Сейчас появился новый документ, позволяющий беспошлинно ввозить в ЕАЭС 99,5% всех видов сербских товаров, в том числе сыры, бренди и сигареты (в ограниченном количестве). Из режима свободной торговли выведены при этом, в частности, легковые автомобили.
Комментарий
С экономической точки зрения договор особого значения не имеет. В 2018 году на товарооборот с Сербией приходилось менее 1% всего товарооборота членов ЕАЭС. От заключения соглашения выиграют в первую очередь Армения и Киргизия, однако, с Сербией они торговали мало. Также появление договора не окажет влияния на расширение сербских экспортных возможностей, поскольку большая часть ее товарооборота с ЕАЭС приходилась на Россию, Белоруссию и Казахстан. Торговля с РФ в последние годы развивалась: ее доля в сербском импорте (в первую очередь сырья) составляла 7,9%, а в экспорте — 5,3%. При этом объем импорта из России увеличивается гораздо быстрее, чем объем экспорта из Сербии. Основные продукты, которые поставляют сербы россиянам — это яблоки и корма, а также товары, произведенные заграничными концернами. Сербский экспортный потенциал при этом, в особенности если говорить об отдаленных рынках членов ЕАЭС, невелик.
Для Сербии подписание договора было политическим жестом в отношении России, с которой Белград не первый год выстраивает тесные отношения. Одновременно сербы хотят укрепить свою позицию на переговорах с Брюсселем. Это приобретает особое значение в контексте того, что процесс расширения ЕС на Западные Балканы зашел в тупик. Хотя подписание соглашения с ЕАЭС в настоящий момент не вступает в противоречие с процессом интеграции Сербии с Евросоюзом, некоторые европейские политики, в частности министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак (Miroslav Lajčák), подвергли этот шаг критике.
Белград, в свою очередь, заявляет, что он выйдет из договора, как только Сербия присоединится к ЕС (на сегодняшний день это отдаленная перспектива). Евросоюз ожидает от стран-кандидатов на вступление постепенного увязывания их внешней политики с европейским внешнеполитическим курсом и стратегией безопасности, между тем в Сербии в последние годы в этом отношении наметился значительный регресс. Ее позиция расходится с позицией Евросоюза не только по России или Украине, но также по Китаю.
Для Москвы, которая продвигает Евразийский экономический союз как привлекательную и конкурентоспособную платформу для сотрудничества, договор имеет в первую очередь политическое и имиджевое значение. До сих пор организация, объединяющая пять постсоветских государств, подписала аналогичные соглашения только с Вьетнамом и Сингапуром. Частичный преференциальный торговый режим функционирует также в отношениях с Ираном (он распространяется на 50% товарных групп, а договор подписан только на три года).
Соглашение между ЕАЭС и Сербией призвано показать, что такой формат сотрудничества может быть привлекательным в том числе для стран, претендующих на членство в ЕС. Более того, Москва преподносит его даже в качестве альтернативы европейской интеграции. После того как Франция заблокировала решение о начале переговоров на тему присоединения к Евросоюзу Албании и Северной Македонии, постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов пригласил эти страны в ЕАЭС. Кремль связывает с этой организацией политические цели, а поэтому не видит проблемы в том, что Сербия функционирует в двух зонах свободной торговли: европейской и евразийской. При этом стремившаяся заблокировать сближение Украины с Евросоюзом в 2013-2014 годах Россия сочла подписание Киевом соглашение о свободной торговле с Брюсселем угрозой для своего рынка, а в 2016 по этой причине приостановила договор о ЗСТ с Украиной и ввела пошлины.