Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Die Welt (Германия): арктический план призван спасти российскую нефтяную империю

© РИА Новости Сергей МамонтовРабочие на строительной площадке завода «Ямал СПГ» и морского порта Сабетта
Рабочие на строительной площадке завода «Ямал СПГ» и морского порта Сабетта
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В арктических водах таятся огромные запасы нефти и газа. Россия намерена предоставить концернам, готовым работать в Арктике, значительные льготы, пишет немецкая газета «Вельт». Однако если спрос на нефть в будущем упадет, некоторые арктические проекты могут стать убыточными.

В 2 376 километрах северо-восточнее Москвы только природа решает, принять ли ей посетителей, прибывающих на самолетах или вертолетах, или нет. Тем, кто отправляется в поселок Сабетта на полуострове Ямал, иногда приходится возвращаться назад из-за густого тумана или сильного ветра. Однако те, кому везет с погодой, видят под собой впечатляющее хитросплетение из меандров, образованное водой, которая миллионами лет ищет в мерзлой тундре выход к морю.

Время от времени стада северных оленей пересекают скудный ландшафт, расположенный севернее полярного круга. Еще несколько лет назад он безраздельно принадлежал только им, но затем тысячи рабочих разрыли здешнюю землю и построили порт на берегу арктического Карского моря. Теперь образцовая российская компания «Новотек» отправляет отсюда по Северного морскому пути сжиженный газ на мировой рынок. В 180 километрах дальше ее государственный конкурент Газпром добывает на тамошнем месторождении газ и качает его по газопроводам в Европу.

В месторождениях газа и нефти в этих неприветливых регионов недостатка нет. Под морским шельфом они лежат еще практически нетронутыми. Пока трудно найти компании, которые по примеру упомянутых концернов двинулись бы на север и начали работы в этом районе Арктики. За последние несколько лет на российском шельфе было пробурено только пять скважин, а в Норвегии за тот же период их было 345. Об этом с горечью сообщил весной Юрий Трутнев, министр по развитию Арктики. Вероятно, слишком сложны условия в России, слишком несовершенны некоторые технологии оффшорной добычи со дна моря, слишком велики инвестиции. И кроме того, неизвестно, окупятся ли они когда-нибудь вообще.

Правительство намерено в кратчайшие сроки изменить это положение. На прошлой неделе соответствующие министерства пришли к важному соглашению. Как заявил Трутнев, в нем были определены основные правила для предоставления компаниям государственных льгот при реализации новых инвестиционных проектов в Арктике. Сейчас отрабатываются детали пяти законопроектов, которые должны будут предоставить заинтересованным компаниям значительные налоговые льготы. Окончательный вариант должен быть через две-три недели отправлен в парламент, прежде чем шеф Кремля Владимир Путин решит его подписать.

Налоговые льготы обойдутся государственному бюджету в миллиарды

Эти льготы впечатляют. Помимо прочего компании не должны будут платить поземельный налог, налог на прибыль для них будет снижен с 20 до 7%, а страховые взносы упадут с 30 до 7,6%. И всё это на 30 лет. Кроме того, компании освобождаются от налога на добычу полезных ископаемых как минимум на 12 лет. Как подсчитала консалтинговая компания КПМГ, эти налоговые льготы обойдутся бюджету в 2,6 триллиона рублей (около 37 миллиардов евро). Но с другой стороны, российский ВВП таким образом возрастет.

Эта государственная программа льгот воспринимается в России не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Действительно, в особенности в нефтяном секторе традиционные и легкодоступные месторождения иссякают и поэтому должны осваиваться новые, более дорогостоящие. Чтобы поддержать в этом деле концерны, объем добычи нефти с налоговыми льготами в общей добыче и без арктических проектов возрос с 26,7% в 2013 году до 56,6% в первом квартале 2019 года. Соответствующие расходы бюджета увеличились практически вдвое — с 0,5 триллиона до 1, 2 триллиона рублей. При этом добыча нефти оставалась на прежнем уровне и не увеличивалась.

Министерство финансов обеспокоено. По его расчетам к 2024 году уже 67,5% нефти будет добываться с налоговыми льготами, а в 2036 году —  все 90%. Треть всех месторождений в стране были бы нерентабельными без государственной поддержки.

В особенности это касается арктических месторождений, где инвестиции согласно общим оценкам будут себя окупать только в том случае, если цена на нефть будет находиться на уровне 80 долларов на баррель. В настоящее время баррель (159 литров) нефти марки «Брент» стоит около 60 долларов. Чтобы цена поднялась более чем на 20 долларов, должно совпасть несколько самых разных факторов. Но пока картина скорее неутешительная. Согласно последнему прогнозу Международного агентства по энергетике, в 2020 году из-за роста добычи и ослабевающего спроса может возникнуть избыточное предложение на мировом нефтяном рынке. А на период с 2030 года вообще прогнозируется снижение спроса.

Но российский заместитель министра энергетики Павел Сорокин не теряет оптимизма: как он сказал недавно, при новых налоговых льготах проекты в Арктике в скором времени могут стать настолько же привлекательными, как и другие мировые проекты по добыче, например, в Африке.

Но у большинства компаний другой взгляд на проблему. Как заявил Вагит Алекперов, глава второго по величине в России и частного нефтяного концерна «Лукойл», только при цене на нефть от 80 до 120 долларов можно рассматривать возможность участия в проектах по освоению арктического шельфа. Кроме того, он напомнил, что правительство для этого должно, прежде всего, снять запрет на добычу на шельфе для частных компаний. Потому что этот запрет все еще в силе, хотя в прошлом частные компании проявляли интерес к шельфу.

Среди них были и зарубежные фирмы. Так американский энергетический гигант ExxonMobil вложил миллиард долларов в буровые работы в российском Карском море, прежде чем покинуть проект. С тех пор были еще введены и санкции, в том числе запрет на предоставление технологий в сфере специальной буровой технике, например, оборудования для глубоководного бурения.

Не случайно Игорь Сечин, близкий друг Путина и шеф государственного и самого крупного российского нефтяного концерна Роснефть, активно продвигает идею о государственных налоговых льготах для Арктики. Роснефть получит от этого наибольшую выгоду.

Россия все еще зависит от нефти

Тем не менее, эти проекты сопряжены с риском. Если спрос на нефть в средне- и долгосрочной перспективе действительно упадет, то некоторые арктические проекты могут стать довольно убыточными. Этот риск усугубляется еще и тем, что с развитием возобновляемой энергетики спрос на ископаемые энергоносители будет падать. Поэтому Путин, в том числе и в отношении Арктики, должен принять принципиальное решение, возьмет ли на себя Россия на десятилетия вперед роль супердержавы, базирующейся на энергетике из ископаемого топлива, или же она должна начать постепенный отход от нее.

Это похоже на то, как если бы люди каменного века при переходе к бронзовому веку всю свои силы направили на добычу камня, пишет российская экономическая газета «Ведомости». «Тогда бы наши далекие предки, вероятно, так и остались бы в каменном веке». Газета отмечает, что и Россия, судя по всему, не хочет прощаться с нефтяным веком, хотя не ясно, сколько нефти в будущем понадобится миру.

Эта история не лишена и определенной иронии: чиновники размышляют, не финансировать ли им арктические авантюры в угоду концернам, еще и отказавшись от правила, согласно которому все дополнительные доходы, получаемые от продажи нефти по цене выше 40 долларов за баррель, должны перечисляться в Фонд национального благосостояния.

Насколько важно это правило, стало ясно особенно четко после катастрофического падения цены на нефть с 2014 года. Фонд был создан специально для того, чтобы снизить зависимость России от нефти. Сегодня в нем сосредоточено 123,7 миллиардов долларов (111 миллиардов евро), что составляет 7,3% ВВП страны. Перед лицом ни шатко ни валко развивающейся экономики и низкой цены на нефть было бы легкомыслием вливать общественные деньги в Арктику. Тем более что даже концерны явно в нерешительности.