Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европа энергично учит весь мир вопросам финансовой деятельности, благодаря своей руководящей роли в МВФ и ключевой роли в Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. При этом громкие скандалы демонстрируют, что ей нужно, прежде всего, навести порядок в собственном доме.

В очередном номере британского журнала «Экономист» под рубрикой «Банки и отмывание денег» опубликован материал с интригующим названием «Скандинавский нуар», — термин, которым обозначались предельно реалистичные криминальные драмы скандинавских режиссеров, где доминирует мотив безысходности и жестокости. Именно таким образом авторы-эксперты намекают на то, что сегодня степень криминала в финансовой сфере стала зашкаливать.

Поэтому-то, по их мнению, когда дело доходит до «грязных денег», которые гигантскими потоками проходят через официально действующие финансовые институты, Европа должна начать действовать крайне жестко и наступательно.

Для банков, которых США обвиняют в отмывании денег или нарушении режима санкций, последствия, как правило, оказываются катастрофическими. Еще все помнят эпизод, связанный с крупным турецким «Халкбанком» (Halkbank), которому США предъявили обвинение в обходе санкций в отношении Ирана. Немедленно цена на акции «Халкбанка» резко упала. При этом британские эксперты с горечью отмечают удивительный факт: несмотря на жесткий подход и все угрозы США, теневая деятельность международных банков остается обычным явлением. И даже в тех юрисдикциях, которые, казалось бы, имеют кристально чистую репутацию. В частности, в Европе, похоже, существует серьезная проблема отмывания денег, за которую настало время взяться всерьез.

Авторы считают, что наиболее вопиющий случай связан с «Данске банк» (Danske Bank), крупнейшим кредитором Дании. Одно время один офис с десятком сотрудников в Таллинне, «Меккой» мирового рынка капитала, приносил десятую часть прибыли. Слишком хорошо, чтобы быть правдой? Будьте уверены. Оказалось, что c 2007-го по 2015-й около 200 миллиардов евро (220 миллиардов долларов) сомнительных денег, большая часть которых поступила из России, были проведены через одно маленькое эстонское отделение. У других скандинавских кредиторов тоже были проблемы. Около 135 миллиардов евро потенциально сомнительных средств прошли, возможно, через эстонское отделение «Сведбанк» (Swedbank), штаб-квартира которого находится в Швеции. «Нордеа банк» (Nordea Bank AB), базирующийся в Хельсинки, также находится под пристальным вниманием, как и банки в Австрии и Германии. «Дойче банк» (Deutsche Bank), который помог осуществить транзакцию «Данске» в качестве банка-корреспондента, подвергся обыску со стороны полиции.

Авторы статьи замечают: Европа энергично учит весь мир вопросам финансовой деятельности, например, благодаря своей руководящей роли в МВФ и ключевой роли в Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ — Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF), органе, призванном бороться с финансовыми преступлениями. Как справедливо замечают эксперты, громкие скандалы со всей очевидностью демонстрируют, что нужно, прежде всего, навести порядок в собственном доме. Разумеется, борьба с отмыванием денег совсем непростая задача. Европу составляют большое число нормативно-правовых юрисдикций, однако ее соседи нередко попросту отказываются от сотрудничества. Например, известно, что эстонская полиция имела сведения о нарушениях в «Данске банке» еще в 2007 году, но Россия, мол, отказалась предоставить информацию, которая могла бы помочь установить связь денег, проходивших через этот банк, с конкретными преступлениями. «Экономист» считает, что существование общего стандарта стало бы эффективным фактором сотрудничества в борьбе против «грязных денег». Но похоже, до этого еще очень далеко.

В Лондоне говорят, что для Европы положиться на США в качестве глобального полицейского — может стать одним из вариантов в этой ситуации. Американские финансовые правоохранительные органы благополучно используют свои экстерриториальные правовые полномочия для наказания банков за пределами их собственных границ, и им легче получать информацию, потому что они могут пригрозить кредиторам и их контрагентам ограничением доступа к глобальной американской платежной системе. Когда банк НSВС был пойман за оказание помощи в отмывании денег наркокартелям, США оштрафовали его на 1,9 миллиарда долларов, и банк быстро привел все в порядок.

Однако при этом эксперты замечают, что проблема заключается в том, что американское правоприменение за рубежом проводится непоследовательно. В скандинавских скандалах американские чиновники не спешили разбираться в подозрительных делах, в отличие от европейских регулирующих органов. В некоторых случаях наказания, назначенные американским судом европейским банкам, настолько суровы, что угрожают финансовой стабильности. Например, в 2014 году они оштрафовали банк «БНП Париба» (BNP Paribas) на 8,9 миллиарда долларов за нарушение санкционного режима, в результате чего один из крупнейших банков еврозоны понес серьёзные потери.

Европа может самостоятельно решить данную проблему. Это можно сделать с помощью увеличения обмена информацией между банками, контрольно-надзорными органами и полицией. При этом ЕС не нужно главное управление по борьбе с отмыванием денег, к чему некоторые призывали. Это может превратиться в очередную бюрократию. Вместо этого, считает «Экономист», имеет смысл собирать данные о подозрительных клиентах по всему континенту, чтобы власти страны, которые напрямую этим занимаются, но не владеют необходимой информацией, могли получить более полное представление о них. Примечательно, что, когда в ходе проверки контрольно-надзорных органов «Данске банк» отказал сомнительным клиентам, их тут же приняли конкуренты, очевидно, не подозревающие об опасности.

Эксперты даже считают, что необходимо призвать инсайдеров раскрывать секретную информацию в случае возникших подозрений. Ведь в Европе существует самые разнообразные схемы защиты лиц, информирующих о финансовых нарушениях. При этом авторы констатируют, что в Дании эта система защиты одна из самых слабых.

И наконец, эксперты убеждены, что штрафы должны быть гораздо выше ныне существующих. Согласно законодательству ЕС, они могут составлять до 10% от годового оборота. Но некоторые страны устанавливают размер штрафов намного ниже. Например, в Эстонии эта сумма составляет всего лишь 400 000 евро, а фактическое наказание еще ниже.

В заключении журнал пишет: конечно возможно, что у Европы никогда не будет такой «дубинки», как у США. Но она могла бы делать гораздо больше, чем просто наблюдать за борьбой против грязных денег, проходящих через ее финансовую систему.