В то время как Дания бороздит Арктику на военных кораблях 30-летней давности, Россия создает новый бронированный ледокол. Россия вкладывает большие средства в вооружения, которые должны обеспечить ее влияние во все нарастающей борьбе за власть в Арктике.
Такого мы еще не видели.
В мире много ледоколов. Но не было еще ни одного, вооруженного не только пушками, но и ракетами, чтобы обстреливать другие корабли и объекты на суше.
Поэтому новость о том, что Россия на днях с Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге спустила на воду ледокол «Иван Папанин», сразу разнеслась по всему миру.
Чтобы никто не сомневался, что это особенный день, во время мероприятия играл оркестр, а ледокол был празднично украшен флагами.
Совершенно особенным был и сам ледокол — первый из двух кораблей, которые помогут усилить присутствие и влияние России в Арктике.
Национальные интересы
«Мы хотели создать корабль, который сможет обеспечить защиту нашего флота в Арктике. В то же время он может помочь в научных исследованиях региона. Флот должен защищать наши национальные интересы в Арктике», — сказал Виктор Черков, адмирал и сотрудник государственной Объединенной судостроительной корпорации, которая отвечает за строительство двух ледоколов.
Новый ледокол, выкрашенный в типичный для флота серый цвет, имеет длину 114 метров и водоизмещение в 8500 тонн. На корабле есть место для военного вертолета с пушкой. Однако особенным «Ивана Папанина» делает не это, а специальное оборудование, позволяющее размещать на нем ракеты «Калибр». Кроме того, на ледоколе есть электронные боевые системы, благодаря которым его можно использовать для нападения.
Ожидается, что каждый такой ледокол будет снабжен восемью ракетами «Калибр», дальность которых в зависимости от типа может превышать 200 километров.
Недавно Россия начала крупнейшие подводные учения за 30 лет, то есть с момента окончания холодной войны. А всего несколько недель назад Россия завершила учения в Арктике, в которых, помимо прочего, участвовали примерно 12 тысяч военнослужащих.
Расширение присутствия России в регионе сопровождается все более недвусмысленной риторикой по поводу ее прав на Арктику. Совсем недавно российское Министерство обороны представило новые результаты исследования, которые подкрепляют претензии России на большую часть арктического континентального шельфа. По информации министерства, материалы оценит Комиссия ООН по морскому праву на встрече в феврале 2020 года.
Стареющие датские корабли
В то время как Россия обзавелась целым рядом новых кораблей от тяжелых атомных и бронированных ледоколов до грузовых судов, способных ходить в водах, покрытых льдом, Дания более скромно вкладывается в область Арктики и Гренландии.
Крупнейшие ее суда в этом регионе — инспекционные корабли класса «Тетис». Им уже 30 лет, и в соответствии с текущими планами их замена может занять до 10 лет. Пока их лишь модернизировали, чтобы там могли размещаться новые вертолеты Seahawk. Тем не менее, откровенно говоря, датское присутствие в этих суровых водах обеспечивают весьма старые корабли.