В этом году средних лет сибиряк по имени Александр Габышев, на середине своего жизненного пути вдруг провозгласивший себя шаманом-воином, начал персональный протест против российского президента Владимира Путина. Протест выразился в том, что Габышев отправился пешком в Москву с дальнего севера России. Его цель состоит в том, чтобы пройти 8 000 километров до столицы и изгнать оттуда «демона Путина». Он надеялся собрать целую армию протестующих по пути из Сибири в Москву, а уж в столице недостатка в желающих стать свидетелями ритуала «изгнания» точно не будет.
Но Габышеву в пути всячески мешают люди, навязывающие ему психиатрическую помощь, а потому он со своими последователями вряд ли когда-нибудь доберется до Москвы.
Проведя полгода в дороге и пройдя почти треть пути от родного Якутска до Москвы, Габышев в сентябре добрался до города Улан-Удэ, что на границе с Монголией. Там его похитили и арестовали вооруженные сотрудники спецслужб в масках (в новостях федеральных каналов декларировалось их намерение оказать шаману-воину психиатрическую помощь — прим. ред.). Шамана отправили в Восточную Сибирь, а российская Федеральная служба безопасности порекомендовала поместить его в психиатрическую лечебницу.
Сегодня Габышев стал знаменитостью не только в России, но и во всем мире. «Эмнести Интернешнл» («Международная амнистия») называет его узником совести, правозащитники по всему миру выражают обеспокоенность. А директор московского отделения «Международной амнистии» Наталья Звягина задала вопрос, о котором думали очень многие. «Реакция российских властей абсурдна, — сказала она, когда ее организация призвала российское правительство освободить Габышева. — Но выходит, что они действительно боятся его магической силы?»
Скажем коротко и ясно — да. И это не психоз: реакция властей покажется более разумной, если лучше понять путинских избирателей. Это множество россиян из сельской местности, для которых добровольно ставший шаманом ясновидец намного авторитетнее, чем тысячи протестующих либералов, приходящих на митинги в Москве. И Кремль это прекрасно понимает.
Конечно, в крупных городах типа Москвы очень мало людей, верящих в шаманскую магию. Но 86 процентов российских избирателей, составляющих базу поддержки Путина, живут за пределами Москвы, в которой многие придерживаются как раз прозападных взглядов, веря в демократию и рыночную экономику. А вот за пределами городов люди в подавляющем большинстве глубоко верят в то, о чем говорит Габышев.
В российской глубинке люди довольно часто платят последние копейки гадалкам и предсказателям в надежде на везение, на богатый урожай, на дополнительные доходы или на приворожение любимых. По некоторым оценкам, в России более 1 000 шаманов. В 2018 году шаманы Российской Федерации избрали «верховного шамана», после чего потребовали признать их занятия и ритуалы официальной религией России. Шаманизм всегда манил к себе россиян, а опросы показывают, что две трети женщин в России консультировались либо с шаманами, либо с медиумами и экстрасенсами.
Между тем, даже в крупных городах в храмах до сих пор хранятся святые реликвии, так называемые мощи, которым поклоняются совершающее паломничество верующие. По данным проведенного недавно исследования, в России ежедневно возводятся три церкви, то есть одна утром, одна днем и одна вечером. И это несмотря на экономический застой, спад в строительстве школ и больниц, а также грозящие России социальные проблемы.
Параллельно вере в шаманов и в сверхъестественные силы многие сторонники Путина верят в то, что им показывают государственные телеканалы. Они верят в российскую исключительность. Какой бы отвратительной ни была ситуация в российской экономике, они непоколебимо поддерживают политику Путина. Когда эти люди видят в сводках новостей митинги против своего президента, они начинают поддерживать его еще больше. По мнению многих, все беды России происходят из-за Запада, американцев, а еще из-за Грузии и Украины.
Поэтому протесты таких людей, как Габышев, очень опасны, и их не стоит игнорировать как средство борьбы с Путиным. Они бьют в самое сердце традиционалистского мировоззрения россиян. Если шаман считает Путина демоном, то может, так оно и есть — вот как может мыслить средний россиянин. Методы Габышева тоже очень сильны. В отличие от массовых протестов, марш одного человека похож на медленную, но уверенную барабанную дробь. А еще он носит глубоко личный характер. Это не СМС с предупреждением о плохой погоде в день митинга и не пост в Фейсбуке. Это серьезно, и это по-настоящему.
В России нет надежных данных, показывающих уровень поддержки Габышева в сельской глубинке, но во время его марша к нему присоединилась группа стойких последователей. Часть из них попыталась продолжить путешествие после его ареста, но из-за угроз правоохранительных органов эта группа распалась. Как-то раз во время марша Габышев собрал на свой митинг в одном городе в Восточной Сибири около 1 000 человек. А те видео, которые делают встречающие его по пути люди, внушают надежду, набирая миллионы просмотров.