Экс-президент, но, заметим, не экс-лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев во время конференции по международной политике, которая проходит в столице Нур-Султане, во вторник, 12 ноября, выступил с громким заявлением о готовности украинского президента Владимира Зеленского к личной встрече с хозяином Кремля Владимиром Путиным. Причем встреча может состояться в Казахстане. «Зеленский уже согласился встретиться „один на один", и я сообщил об этом президенту России. Увидим сейчас (если Путин согласится)», — цитирует Назарбаева Reuters. Он также добавил, что обсудил такой сценарий с Путиным в понедельник, 11 ноября. Информагентство пишет, что неизвестно, когда Назарбаев успел получить согласие Зеленского. Однако стоит напомнить, что они встречались в Японии 22 октября и, как сообщала пресс-служба главы украинского государства, говорили, в том числе о войне на Донбассе и ее прекращении.
Бывший президент Казахстана, скорее всего, говорит правду о намерениях Зеленского, ведь тот неоднократно изъявлял острое желание повидаться с Путиным, убеждая всех, а себя, видимо, уже убедил в том, что сможет договориться с де-факто бессменным руководителем РФ и положить конец конфликту на Донбассе. Но возникает вопрос, зачем Назарбаев «засветил» текущий переговорный процесс, поскольку, как водится, такие разговоры ведутся кулуарно во избежание малейших рисков срыва встречи.
Во-первых, таким образом Назарбаев демонстрирует свой вес в международной политике несмотря на то, что формально самоустранился от управления государством. Подчеркиваем: формально самоустранился. Когда Назарбаев затеял всю эту историю с передачей власти, ни у кого не возникало сомнений, что покой ему лишь снится, и лидер в Казахстане на самом деле не меняется. Просто-напросто теперь Назарбаеву даже комфортнее руководить внутриполитическими процессами и влиять на внешнеполитические, покуда де-юре президентом значится Касим-Жомарт Токаев.
Назарбаев — политик весьма и весьма умный и опытный, обладает хорошим чутьем. Что подводит ко второму предположению относительно его заявления по встрече Зеленского и Путина: Нурсултан Абишевич на самом деле не является союзником Владимира Владимировича, а, напротив, последовательно отдаляется от России, сделав выводы из действий Кремля в отношении соседей, да и самого Казахстана. Это давно известный факт.
С одной стороны, Нур-Султан пытается поддерживать нормальные отношения с Москвой. С другой стороны, власти Казахстана прекрасно понимают, что из себя представляет дружба с ней. Потому-то русифицированная Алма-Ата утратила столичный статус. Потому-то узбеков с юга страны намереваются переселить на «оккупированный» россиянами север, в частности, Павлодар, Петропавловск и Актобе, где в 2016 г., к слову, очень мощно повеяло пророссийским сепаратизмом. Потому-то запрещены георгиевские ленты и инициирован переход на латиницу. И потому-то Казахстан спорадически нивелирует влияние Кремля заигрыванием с Китаем и Евросоюзом.
Со своей инициативой Назарбаев, возможно, посягает и на «миротворческие» лавры Александра Лукашенко — тем более что минская площадка позитивно влияет на имидж белорусского режима на Западе, а его создатель тем временем демонстрирует все меньшую лояльность Москве.
И потом, с учетом того, что смена вектора российской гибридной политики очень даже реальна, Назарбаеву совершенно ни к чему, чтобы Москва втянула обратно на свою орбиту и подчинила Украину, потому как следующим может стать Казахстан.
С другой стороны, можно предположить, что Назарбаеву скучно или он потерял хватку, а потому вдруг разговорился о потаенном. Однако в это сложно поверить. Ведь еще недавно, напомним, он устроил прекрасно продуманный спектакль с «передачей власти».
Куда более вероятно, что лидер Казахстана сыграл в контексте реализации конкретной схемы, касающейся Украины. Причем, возможно, при согласии и участии самой Украины. Учитывая, что за несколько часов до заявления Назарбаева глава украинской дипломатии Вадим Пристайко в эфире ICTV заявил, что «мы, украинцы, которые дали шанс конкретному человеку — Владимиру Зеленскому — стать президентом и повести эту страну вперед, не только рассчитываем, а требуем от него, чтобы он сделал эту попытку» — попытаться договориться с Путиным. «Он ее сейчас делает, мы сейчас это наблюдаем», — добавил глава МИД.
Очень похоже на то, что Пристайко пытался подготовить грунт для проведения личной встречи президентов Украины и России. И то, что Назарбаев вскоре сказал то, что сказал, можно расценивать как ответную реплику. Ясность привнес спикер Кремля Дмитрий Песков, сказавший, что встреча — это, конечно, хорошо, и Путин ценит вклад Назарбаева, но «встреча ради встречи принесет мало пользы». По словам Пескова, Путин, мол, хочет реанимации отношений с Украиной, но «сделать это невозможно без взаимности со стороны Киева». Переводим с песковского на понятный язык: встречи, на которую намекал Назарбаев, не будет. Вне зависимости от того, будет ли это нормандский формат или нур-султанский, саммит состоится, когда Киев озвучит конкретные предложения и когда Зеленский безоговорочно выполнит все требования Москвы, включая касающиеся судебных споров вокруг поставок и транзита газа.
Кстати, до заявления Пескова свой комментарий на этот счет дал эксперт аффилированного с правительством РФ Финансового университета Дмитрий Ефремов. Он, в частности, уверял, что выступление Назарбаева — своего рода альтернатива попыткам Киева включить в переговоры США и Великобританию. Альтернатива, призванная закупорить переговорный процесс в рамках СНГ (и снимет с Парижа и Берлина бремя ответственности, которое их уже порядком утомило). В общем попытался убедить публику в том, что все так и планировалось, Назарбаев играет в российской команде.
Однако оценка Пескова перспектив встречи расставила все на свои места. Мало того, теперь ясно, что шаг Назарбаева застал Кремль врасплох. Ефремов лишь пытался исказить видение ситуации, погасить инерцию, вызванную экс-президентом Казахстана. Оно, в общем, и понятно: согласие на прямые переговоры без дополнительных условий будет означать, среди прочего, признание на высшем уровне того, что Россия является стороной конфликта на Донбассе.
И, скорее всего, врасплох Назарбаев застал также команду Зеленского. На момент написания данного материала реакции непосредственно Банковой еще не было, но, видимо, эту задачу поручили представителю Кабмина в Раде Ирине Верещук. И, между прочим, ее комментарий по смысловой нагрузке перекликается с заявлением Пескова: Назарбаев проявлял интерес к переговорам между Украиной и Россией, но если цель встречи «только сменить место, страну, где встретиться», то необходимости в ней нет, но есть, если «встретиться и действительно решить вопрос по существу». Очевидно, что после того, как Назарбаев активировал свою информационную бомбу в столице Казахстана, между Киевом и Москвой началась крайне оживленная беседа и утверждение более-менее тождественных позиций.
Но куда более важно то, что лидер Казахстана очень сильно подставил в медийном плане самого Зеленского, поскольку кремлевский ответ ответом, но кремлевские пропагандисты как в РФ, так и на Украине, получают возможность запустить цикл занимательных бесед о том, как чудесно-то — Зеленский хочет тет-а-тет договориться с Путиным, процесс мирного урегулирования набирает обороты, а Европе со Штатами пора бы задуматься о скорой отмене санкций.
В то же время (как бы ни был уверен в своих силах Зеленский) встречаться один на один с президентом России без поддержки даже не внушающих уже доверия президента Франции Эммануэля Макрона или канцлера ФРГ Ангелы Меркель, для него опасно. Есть разница в том, сколько человек сидят за одним столом: если четверо, то утечек касательно хода переговоров не избежать, если лишь двое, то оба — Зеленский и Путин — будут заинтересованы в том, чтобы скрыть всю подноготную переговоров. Особенно если второй может принудить первого к капитуляции, пусть президент Украины уверяет, что ее как бы нет. Так что, возвращаясь к причинам, сподвигшим Назарбаева на его заявление, отметим, что, может, Зеленского он и подставил, но Украине, хоть и преследуя свои интересы, в целом оказал огромную услугу.