Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Brookings (США): Конгресс, «Северный поток — 2» и Украина

© Nord Stream 2/Thomas Eugster / Перейти в фотобанкСварка труб
Сварка труб
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Старший научный сотрудник института Брукингса пишет, что «Северный поток — 2» уже не остановить, трубопровод можно считать уже законченным. Однако Конгресс США может сделать российско-украинский договор о транзите газа более выгодным для Киева — за счет России, конечно. Какими средствами, читайте в статье.

Конгресс уже давно думает о введении санкций, видя в этом возможность заблокировать строительство газопровода «Северный поток — 2», прокладываемого по дну Балтийского моря из России в Германию. К сожалению, он слишком долго размышлял и дискутировал, и в итоге время вышло. 85% трубопровода уже построено, и его не остановят новые санкции конгресса, направленные против компаний, участвующих в его сооружении. Вместо этого санкции станут новым яблоком раздора между Соединенными Штатами и Европой.

Конгресс может поступить умнее и хитрее. В этом случае ему удастся избежать ссоры с Европой, одновременно сделав так, чтобы значительные объемы газа продолжали идти транзитом через Украину.

Российский полугосударственный гигант «Газпром» в настоящее время перекачивает большие объемы газа через Украину в страны Европы. В 2018 году они составили 87 миллиардов кубометров. Этот газ перекачивается в рамках контракта, срок действия которого истекает в конце 2019 года.

Украинцам хочется заключить новый долгосрочный контракт, в идеальном случае на 10 лет. Но российская сторона предлагает соглашение сроком всего на один год, полагая, что в 2020 году будет завершено строительство «Северного потока — 2» и еще одного трубопровода, идущего в Турцию. В совокупности пропускная способность двух новых газопроводов составит 71 миллиард кубометров, то есть по ним можно будет пустить большую часть газа, идущего сегодня через Украину.

Новые трубопроводы являются отражением того решения, которое Москва приняла более 10 лет тому назад, задумавшись о доставке газа в Европу в обход Украины. Российское правительство и «Газпром» стремятся ликвидировать зависимость от украинских трубопроводов и покончить с выплатами за транзит, которые в прошлом году принесли Киеву три миллиарда долларов доходов.

Когда Россия начала снижать свою транзитную зависимость от Украины, Киев в 2015 году отказался от прямого импорта газа из России на нужды своего внутреннего потребления, и вместо этого стал закупать его у Польши, Венгрии и Словакии. Этот газ обеспечивает примерно треть украинских потребностей, а остальное она получает за счет внутренней добычи.

Европейский Союз пытается оказать содействие в заключении нового соглашения между Москвой и Киевом о газовом транзите. Пока переговорщикам не удается договориться, потому что у них очень разные взгляды на срок действия нового контракта, и потому что Россия выдвигает необоснованное требование, чтобы Украина отказалась от своего иска против «Газпрома» на 2,7 миллиарда долларов, по которому суд принял решение в пользу Киева.

В связи с этим возникают вопросы о том, что произойдет 1 января 2020 года. Кое-кто подозревает, что если контракт не будет заключен, «Газпром» все равно продолжит поставлять газ на Запад по украинским трубопроводам в ожидании того, что Киев перекроет вентиль и навлечет на себя гнев тех европейских стран, которые не получат этот газ.

Руководство ЕС предлагает контракт сроком на 10 лет с условием, что ежегодно через Украину будет перекачиваться 60 миллиардов кубометров газа. Меркель недвусмысленно поддержала проект «Северный поток — 2», но в то же время подчеркнула, что России следует продолжить транзит газа через Украину в значительных объемах.

«Северный поток — 2» вызывает беспокойство в конгрессе, который опасается, что этот трубопровод усилит зависимость Европы от российского газа и даст «Газпрому» возможность сократить до минимума транзит через украинскую территорию. Комитеты в обеих палатах конгресса подготовили проект закона о санкциях против компаний, участвующих в строительстве этого газопровода, особенно против тех фирм, которым принадлежат суда-трубоукладчики. Но поскольку строительство трубопровода близко к завершению, а конгресс свой закон еще не принял, эти санкции в итоге станут наказанием для европейских компаний, однако строительство трубопровода не остановят.

Конгрессу будет трудно убедить Европу снизить свою зависимость от российского газа. В любом случае, главный вопрос «Северного потока — 2» не в том, сколько газа Европа покупает у России, а в том, как Россия поставляет этот газ на европейские рынки.

Что касается второго момента, то конгресс в состоянии защитить газовый транзит через Украину. Ему следует внести поправку в закон, добавив положение об отмене санкций против участников строительства «Северного потока — 2» в том случае, если между Киевом и Москвой будет подписан долгосрочный контракт о транзите, который обеспечит значительные потоки газа через Украину. Это даст переговорщикам из ЕС и канцлеру Меркель дополнительный стимул для посредничества в переговорах о транзитном соглашении, которое принесет значительные доходы Киеву.

Естественно, Конгрессу очень хотелось бы заблокировать строительство «Северного потока — 2». Но сейчас это практически невозможно. У конгресса еще есть шанс добиться неплохого результата, который обеспечит Украине материальные выгоды от сохранения транзита российского газа и в то же время позволит США избежать новых разногласий с Европой. Конгресс должен внести соответствующие поправки в свой законопроект.