Один из самых больших в России вертолетов приземлился этим летом на крошечном острове между Финляндией и Эстонией и выгрузил стройматериалы и строителей. Вскоре на острове выросла новая вертолетная база для российской армии.
Строительство базы на острове Гогланд в Финском заливе увеличивает количество военных объектов в регионе, который может оказаться на линии фронта в случае конфликта между Россией и Организацией Североатлантического альянса. В последние годы обе стороны наращивают здесь силы. Уровень напряженности выглядит самым высоким со времен окончания холодной войны.
База, расположенная между страной НАТО и страной-союзницей альянса, вряд ли намного увеличит российскую военную мощь. Однако ее строительство выглядит еще одним проявлением политики российского президента Владимира Путина, направленной на то, чтобы действовать на нервы соседям.
Благодаря пяти вертолетным площадкам Гогланда столицы Эстонии и Финляндии оказываются в пределах нескольких минут подлетного времени от российской базы. Вдобавок это позволяет Москве внимательно следить за передвижениями вооруженных сил вблизи Санкт-Петербурга, второго по размерам российского города.
Москва хочет, чтобы Эстония, Латвия и Литва, маленькие прибалтийские страны, некогда входившие в Советский Союз, а сейчас состоящие в НАТО, постоянно беспокоились о том, придут им на помощь союзники или не придут. Это обеспечит России определенные политические рычаги.
Для Москвы, с ее стагнирующей экономикой и заметно уступающей НАТО военной мощью, элемент неожиданности может служить одним из сильнейших стратегических козырей.
«Говоря глобально, у России сейчас на руках не лучшие карты», — считает старший научный сотрудник Финского института международных отношений Чарли Салониус-Пастернак (Charly Salonius-Pasternak). Однако она может «держать соседей в напряжении», используя свое региональное военное преимущество, полагает он.
Строительство в регионе вертолетной базы продолжает ряд инициатив по демонстрации силы в регионе, которые требуют минимальных ресурсов, но нервируют Запад, оставляя намерения Москвы под вопросом.
С 2014 года Россия разместила ракеты, способные нести ядерные боеголовки, в Калининграде — эксклаве, который располагается между состоящими в НАТО Польшей и Литвой. Ее военные самолеты преследуют корабли и авиацию НАТО. А за несколько дней до прошлогодней встречи между г-ном Путиным и президентом Трампом в Хельсинки российский спецназ в ходе учений десантировался на Гогланд на парашютах, а потом эвакуировался на вертолете.
Запад отвечает на это мерами, направленными, как утверждается, на сдерживание России. НАТО разместила в Прибалтике примерно 5 тысяч солдат. Финляндия и Швеция теснее, чем раньше, сотрудничают с альянсом, причем Швеция вернула своих военных на стратегически важный балтийский остров Готланд. В июне США и 18 европейских стран провели в Балтийском море двухнедельные учения.
Российские военные заявили, что строителей, материалы и технику на Гогланд доставил вертолет Ми-26. На острове были оборудованы пять вертолетных площадок, командно-диспетчерский пункт, метеостанция, топливо-заправочный комплекс и пункт технического обслуживания.
Этот остров некогда принадлежал Финляндии, но Москва взяла его под контроль после Второй мировой войны. Аннексия Россией Крыма в 2014 году, в начале которой спецназ в форме без знаков различия занял крымский парламент, заставила соседей России опасаться молниеносных операций, осуществляемых внутри страны. В прошлом году Финляндия направила сотни сотрудников правоохранительных органов на расположенный на юго-западе страны архипелаг обыскивать недвижимость, принадлежащую финской компании со связями с Россией. Недавно Финляндия приняла закон, согласно которому с января министерство обороны получает право накладывать вето на сделки с недвижимостью.
Финляндия, как и Швеция, сотрудничает с НАТО в качестве партнера и участвует в учениях, однако не планирует присоединиться к альянсу. Тем не менее в ходе своего визита в Финляндию в 2016 году г-н Путин прибегнул к завуалированной угрозе.
«НАТО, наверное, с удовольствием воевала бы с Россией до последнего финского солдата, — сказал г-н Путин. — Вам это нужно?»
Министр обороны Эстонии Юри Луйк (Jüri Luik) заявил, что его не слишком тревожит появление нового военного объекта, потому что Россия держит намного большие силы прямо по другую сторону сухопутной границы с Эстонией. В частности, речь идет о воздушно-десантной дивизии и авиабазе.
Дмитрий Горенбург (Dmitry Gorenburg), военный аналитик из некоммерческой научно-исследовательской организации «Си-эн-эй» (CNA) в Арлингтоне, штат Виргиния, считает, что маневры России в регионе являются следствием того, что она ощущает себя окруженной странами НАТО на Балтийском море, выход к которому имеют шесть членов этого альянса, а также Швеция и Финляндия.
Для российских военных переходить в наступление в ответ на потенциальную угрозу — ключевая оборонительная тактика, считает г-н Горенбург.
«Поэтому стратегические задачи России в регионе фокусируются в первую очередь на поддержании статус-кво, а не на изменении стратегической обстановки или значительном расширении российского влияния», — написал он в докладе для германо-американского аналитического Центра Маршалла.
В строительстве новой базы может присутствовать внутриполитический элемент, связанный со стремлением России продемонстрировать свой статус великой державы, считает директор Международного центра обороны и безопасности, расположенного в столице Эстонии Таллине, Свен Сакков (Sven Sakkov). База была построена перед визитом на остров г-на Путина. Как утверждает Кремль, он осмотрел затонувшую подлодку времен Второй мировой войны и предметы, поднятые с затонувшего корабля XIX века.
«В большой автократической системе, такой как Россия, всегда трудно понять, что происходит в действительности, — объясняет г-н Сакков. — Я вполне могу себе представить, что на самом деле Гогланд просто собирался посетить Путин, поэтому военные постарались его впечатлить».