Занявшие венесуэльское посольство в Бразилиа союзники самопровозглашенного президента Хуана Гуайдо (Juan Guaidó) после более чем 12 часов пребывания на территории посольства покинули его под конвоем полиции поздно вечером в среду (13 ноября).
Дипломат Томаш Силва (Tomás Silva), назвавший себя министерским советником, а также десять других сторонников Гуайдо вышли через черный ход, чтобы избежать столкновения с манифестантами левых партий, собравшимися у главного входа.
Волнения начались, когда протестующие стали хвататься за решетку и выкрикивать оскорбления в адрес союзников Гуайдо. Для разгона манифестантов военная полиция использовала слезоточивый газ.
Вторжение в посольство произошло в первый день саммита БРИКС в Бразилиа. Правительство Бразилии посчитало данный шаг намеренным, и теперь инцидент, вероятнее всего, вызовет дипломатические трения: ведь в отличие от президента Жаира Больсонаро, администрация которого признала Гуайдо законным представителем соседней страны, лидеры Китая и России поддерживают диктатора Николаса Мадуро (Nicolás Maduro).
Утром в среду (13 ноября) Томаш Силва, министерский советник и второй помощник посла Марии Терезы Беландрии (María Teresa Belandria), представителя Гуайдо, ворвался в здание посольства в Бразилиа.
Рано утром Фредди Эфрейн Мерегот Флорес (Freddy Efrain Meregote Flores), управляющий делами венесуэльского посольства в Бразилиа, разослал союзникам аудиосообщение с просьбой о помощи.
«Довожу до вашего сведения, что на территорию Венесуэлы незаконно вторгаются чужие люди. Нам нужна помощь и незамедлительная реакция со стороны всех общественных движений и политических партий», — сказал Мерегот в своем сообщении.
У Венесуэлы нет своего посла в Бразилии с 2016 года, когда Николас Мадуро отозвал тогдашнего представителя своего правительства из Бразилиа обратно в Каракас — в знак протеста против импичмента Дилмы Руссефф (Dilma Rousseff).
Инцидент привел к столкновениям, была вызвана военная полиция. Парламентарии от левых партий в Бразилии, таких как PT (Партия трудящихся) и PC do B (Коммунистическая партия Бразилии), в социальных сетях раскритиковали действия Силвы.
Союзники Венесуэлы из среды кубинской дипломатии в Бразилиа также выразили протест против вторжения оппозиционного дипломата.
У дверей посольства завязался спор между сторонниками президента Жаира Болсонару и протестующими, которые пришли к посольству защитить режим Николаса Мадуро. К 11 часам утра было зарегистрировано по меньшей мере два случая беспорядков с участием сторонников Болсонару. Один из них прибыл на место происшествия и начал прямую трансляцию, однако подвергся жестоким нападкам со стороны защитников Мадуро, которые стояли у посольства.
Четверть часа спустя на место прибыл Маурисиу Кошта (Maurício Costa), координатор Консервативного движения Бразилии, и начал записывать видео. За ним кинулись люди в футболках, на которых выражалась поддержка бывшему президенту Луису Инасиу Луле да Силва (Luiz Inácio Lula da Silva), но молодому человеку удалось бежать.
Двое протестующих были задержаны военной полицией вместе с третьим человеком, который пришел в посольство защищать Гуайдо, еще один сторонник венесуэльского лидера также покинул место происшествия в полицейской машине.
Около трех часов дня одна из трех женщин, находившихся в группе поддержки Гуайдо, почувствовала себя плохо, и ей была оказана скорая медицинская помощь. На месте остаются еще около десяти членов этой группы.
После того, как союзники Гуайдо покинули территорию посольства, сотрудник венесуэльского посольства вышел побеседовать с левыми демонстрантами, которые оставались на месте происшествия. Он поблагодарил бразильцев за их солидарность, благодаря которой удалось обратить вспять то, что он назвал атакой, «сродни геноциду», врагов венесуэльского «революционного процесса».
Мерегот назвал вторжение на венесуэльскую территорию тревожным и опасным. Это была косвенная критика венесуэльского чиновника в адрес бразильского правительства.
«Я считаю, что проблема или затруднение начинается с самого факта признания фиктивного правительства, правительства, которого не существует, и, разумеется, именно об этом свидетельствует присутствие предполагаемого посла в Бразилии», — сказал он.
Он также заявил, что на рассвете группа силой ворвалась в посольство. «Они вторглись в учреждение, нарушили венесуэльскую территорию в Бразилии и наши права», — посетовал он.
Сторонники Гуайдо были освобождены, и возможное наказание будет зависеть от Бразилии, сказал Мерегот. По словам депутата Глаубера Брага (Glauber Braga), который выступал посредником между сторонами, будет установлена личность каждого из участников, и все они будут привлечены к ответственности. «Происходившее здесь было переговорным процессом с целью вывести этих людей из посольства. Это никоим образом не препятствует тому, чтобы расследование и установление личности привлекло к ответственности тех, кто совершил вторжение».
В то время как сторонники Мадуро говорят о вторжении, союзники Гуайдо расценивают помощь сотрудников посольства как признание легитимности самопровозглашенного президента.
В акции участвовал еще один сторонник Гуайдо, венесуэлец Альберто Паломбо (Alberto Palombo). Он сказал, что в среду утром его вызвали в посольство работающие там сотрудники.
«Я не работаю в посольстве, я просто пришел помочь. Здесь много венесуэльцев, которые покинули нашу страну, спасаясь от гуманитарного кризиса», — сказал он. По его словам, в посольстве находятся около 15 союзников Гуайдо.
В одной из соцсетей Эдуарду Болсонару (Eduardo Bolsonaro), лидер PSL (Социал-либеральной партии) в Палате представителей и сын президента Жаира Болсонару, заявил, что Бразилия «несет ответственность за венесуэльский кризис, спровоцированный социализмом 21 века за авторством Чавеса и Мадуро».
«Откаты BNDES со строительных проектов в Венесуэле и на Кубе пошли на финансирование Форума Сан-Паулу», — продолжил он. В другом сообщении он заявил следующее: «Леваки пришли к дверям венесуэльского посольства в Бразилии, хотел бы я посмотеть, как они отправляются в Венесуэлу, чтобы жить там, как простые граждане».
Между тем левые депутаты обвиняют правительство Бразилии в сомнительном поведении. Так, Глаубер Браг из PSOL (Партия социализма и свободы) считает, что, хотя Планалту высказался против акции, находящиеся в посольстве представители Итамарати не дают указаний и не ведут диалог со сторонниками Гуайдо, чтобы те покинули здание.
«И тут зарождается сомнение: не был ли этот инцидент организован самим бразильским правительством или, по крайней мере, его частью», — предположил он.
Президент Жаир Болсонару в одной из соцсетей опроверг предположение о «вмешательстве извне». Он сказал, что правительство предпринимает «необходимые шаги для обеспечения общественного порядка и предотвращения актов насилия в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях».
Дипломатический тупик
Утром в среду (13 ноября) министр иностранных дел Бразилии Эрнесто Араужу (Ernesto Araújo) обсудил с президентом Жаиром Болсонару тупик, в который зашла венесуэльская дипмиссия.
Дворец Итамарати направил в посольство дипломата, чтобы попытаться договориться о выходе из тупиковой ситуации. По данным министерства, переговорщика сопровождает агент батальона Риу-Бранку, подразделения военной полиции военного округа, которое отвечает за безопасность дипломатических миссий.
Цель, как говорится в заявлении, состоит в том, чтобы обеспечить физическую неприкосновенность людям, которые в настоящий момент находятся в здании.
Хотя Бразилия официально признает Беландрию представителем Гуайдо, она пока еще не выступила с инициативой изгнать из страны представителей режима Николаса Мадуро.
В Итамарати опасаются реакции внутри Венесуэлы, где существует бразильское сообщество и работают бразильские дипломаты.
По словам инсайдеров в Итамарати, консульское законодательство обязывает правительство гарантировать безопасность дипломатов, работающих в стране — даже если с данным правительством Бразилия не поддерживает дипломатических отношений.
Тот факт, что инцидент совпал с открытием саммита БРИКС — блока, в который входят Бразилия, Россия, Китай, Индия и Южная Африка — может обернуться для правительства Болсонару серьезными затруднениями.
Дворец Планалту намеревался не выносить тему Венесуэлы на повестку дня, поскольку лидеры России и Китая, Владимир Путин и Си Цзиньпин, являются союзниками Мадуро.
В большинстве своем бразильское правительство ратует за то, чтобы Болсонару избегал споров со странами блока, однако после инцидента некоторые помощники президента уже призвали Болсонару высказаться в пользу Хуана Гуайдо и тем самым укрепить позицию Бразилии по этому вопросу.
По словам союзников президента, цель состояла в том, чтобы оставить спорные темы за пределами саммита. Между тем наиболее радикальное крыло правительства подумывало даже пригласить Гуайдо принять участие в собрании — в ходе организации мероприятия данное предложение было отклонено.
Министерство иностранных дел Бразилии решило не приглашать на встречу БРИКС ни одну из соседних стран по причине политической нестабильности, царящей сегодня в Латинской Америке и отмеченной беспорядками и сменой правительства в таких странах, как Аргентина, Чили, Боливия и Перу.
В июне, когда Болсонару приезжал на встречу группы развивающихся стран, проходившую на полях саммита G20 в Японии, он решил не поднимать тему Венесуэлы в своей вступительной речи.
Первоначально он собирался сказать несколько слов о ситуации в соседней стране, однако команда экономистов и военные убедили президента занять умеренную позицию.
В то время президент Бразилии сказал, что не хотел провоцировать Россию, которую назвал «ядерной державой», и потому исключил из своей речи критику в адрес Мадуро.
Бразильское представительство в Каракасе
Бразилия приняла меры предосторожности для защиты дипломатов, проживающих в Венесуэле, и дала указание сотрудникам посольства Бразилии в Каракасе в среду закрыть здание для посетителей.
По словам людей, следящих за ситуацией, сотрудникам посольства была дана инструкция проводить прием по телефону.
По словам дипломатов, такого рода меры принимаются всякий раз, когда бразильским сотрудникам или учреждениям за рубежом угрожает опасность.
Эти меры уже не раз имели место в Венесуэле, стране, которая уже несколько лет переживает экономический и политический кризис.
МИД отказался прокомментировать инцидент.