Саммит, завершившийся в бразильской столице в четверг, собрал лидеров Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР (БРИКС). Итоговое коммюнике, получившее название Бразильская декларация, затронуло лишь вопросы, актуальные для стран-участниц — например, иностранные инвестиции — учитывая глубокие карманы Китая и инфраструктурные потребности Бразилии, Индии и Южной Африки.
Другие же актуальные вопросы оказались полностью проигнорированы.
Пример номер один: Венесуэла. Китай, Россия и Индия поддерживают левого президента Николаса Мадуро, в то время как Бразилия и другие страны, включая США, признали законным лидером самопровозглашенного президента Хуана Гуайдо. Экономический кризис и политическая нестабильность в Венесуэле привели к тому, что 4 миллиона беженцев хлынули в Бразилию, другие соседние страны и США, а разразившийся гуманитарный кризис считается главной проблемой региональной безопасности. Как сообщили агентству «Рейтер» три дипломатических источника, Венесуэла на встречах даже не упоминалась. Дискуссию не спровоцировали даже массовые столкновения между сторонниками Мадуро и Гуайдо в первый день саммита.
Пример номер два: Гонконг. Пяти месяцев протестов нарастающей силы и бомбы замедленного действия для Китая и его формулы «две системы — одна страна» оказалось недостаточно, чтобы Гонконг попал в итоговую резолюцию саммита. Как сообщило китайское информационное агентство «Синьхуа», Си выступил в Бразилии с резким заявлением по этому вопросу, но никакой дискуссии по этому вопросу не велось.
Пример третий: Боливия. Еще один кризис, разгорающийся по соседству со встречей лидеров. Китай поддерживает свергнутого левого президента Эво Моралеса, а Россия заявила, что его сместили в результате переворота. Бразилия же одной из первых признала нового самопровозглашенного президента, сенатора Жанин Аньес.
Ни одно из этих заявлений никаких практических шагов от БРИКС не требует.
Единственным, кто пошел на серьезные уступки стал противоречивый лидер Бразилии. Подтвердив приверженность «двухгосударственному решению» на Ближнем Востоке, Болсонару, по всей видимости, отказался от изначального плана перенести бразильское посольство в Израиле в Иерусалим. А взяв на себя обязательство выполнить Парижское соглашение о климате, он по сути отказался от вдохновленного Трампом намерения покинуть его.