На этот раз героями нашей передачи стали выходцы из Африки, с которыми я познакомилась на мероприятии Africa Fashion Week Warsaw. Организатором показа африканской моды является Фонд Experience Africa, который приближает полякам культуру, моду и жизнь Африки. Его основала вместе с мужем поляком Эне Ону (Ene Onuch), бывшая стюардесса, теперь дизайнер моды. Эне приехала из Нигерии и живет в Польше почти 7 лет. Вот что Эне говорит о том, что ей нравится в Польше, кроме мужа, конечно:
Эне Ону: Общая культура, люди, семейные отношения, какие они близкие. Я вижу, как они любят бабушек. А еще здесь очень хорошие школы, университет — просто супер! А еще — мода. Я проектирую одежду и очень интересуюсь разными тканями. В Польше много хороших производителей.
— А еще Эне взглядом профессионала отметила главное отличие польской моды от африканской.
Эне Ону: Польская мода очень красивая, но не такая разноцветная, как наша мода в Африке. У нас очень много цветов, ткани все яркие. А в Польше более темные цвета, наряды не такие пестрые.
— И Эне захотелось внести на польские улицы больше красок?
Эне Ону: О, да, очень захотелось. Именно поэтому создана Africa Fashion Week. Самое время показать, сколько у нас разных цветов, и какие они красивые.
— На Africa Fashion Week Warsaw я познакомилась также с диджеем, который в свое время приехал в Варшаву на учебу из Танзании.
«Меня зовут Стив Самбали (Steve Sambali), я живу в Варшаве много лет, с 1992 года. Диджей — это мое хобби, а не работа. По профессии я строитель. Знаете, когда приехал в Варшаву, даже метро не было, а сейчас уже есть вторая линия. Когда я говорю, что в Варшаве когда-то не было метро, наши дети страшно удивляются. Не было сотовых телефонов… Я наблюдал все перемены, которые происходили в Варшаве. Во время учебы у нас были лекции по урбанистике, и первой темой были планы строительства Варшавы. А сейчас я иду по городу и говорю себе: «Ну и дела! Когда-то я видел это только на планах. А сейчас все это уже есть. Действительно, произошли огромные перемены».
— Что касается архитектуры и комфорта жизни в Варшаве, то Стив признался.
Стив Самбали: Я учился по специальности дорожное строительство, так что я не совсем урбанист, но могу сказать, что Варшава выглядит сейчас более современно. Единственный район, который выглядит, как раньше, это Старый город, но только потому, что он был разрушен и восстановлен в прежнем виде. Зато вокруг столько современных домов! А гостеприимство в Польше чем-то напоминает мне гостеприимство в Африке. У меня здесь кроме семьи много друзей и знакомых, почти столько, сколько в Африке. Я ведь так долго здесь живу, что удалось собрать большой круг друзей, особенно в Варшаве. А то, что я играю на дискотеках, позволило мне узнать многие стили и жанры польской музыки, но и познакомить с современной африканской музыкой моих польских друзей.
— Вопрос: трудно ли было привыкнуть к еде и культурным обычаям в Польше?, вызвал у Стива улыбку.
Стив Самбали: К счастью, я психологически к этому готов. У нас в Танзании 128 племен, и каждое племя имеет собственную культуру. Поэтому если кто-то говорит, что знает африканскую культуру, это звучит немножко смешно, как так различия между культурами народов и племен Африки иногда просто огромные. Например, в моем племени, если к нам приходят гости и съедят все, что мама приготовила, нашей семье будет очень стыдно. Это значит, что приготовила слишком мало. А у племен, живущих на море, считается, что если еда осталась, значит гостям не понравилась. Такая большая разница, хотя все мы из одной страны. У меня в Африке много братьев и сестер, семья большая, я не жалуюсь.
— На выставке африканского художественного ремесла, сопутствующей показу моды, я обратила внимание на необычайно красивые украшения. И, конечно, решила представить нашим слушателям их автора.
«Меня зовут Экки Арчибонг (Ekky Archibong), сейчас я живу в Англии, но училась в Польше около 30 лет назад. И я постоянно сюда возвращаюсь, чтобы вести мастер-классы по изготовлению бижутерии. Я родилась в Нигерии, училась на культуроведа в Лодзи. Мой стиль — сочетание африканских мотивов с современными. Я очень люблю украшения, которые видны издалека, понимаете, чтобы она была яркой, цветной. Люблю жемчуг, серебро. Больше всего мне нравится делать бусы и серьги. Браслеты тоже, но на женщине, прежде всего, должны быть красивые ожерелья и серьги».
— Экки поддержала мнение Эне Ону насчет различий в европейской и африканской моде.
Экки Арчибонг: В Африке, безусловно, украшения должны быть крупными, разноцветными, думаю, потому что наша одежда тоже яркая. Эне верно подметила, что женщины в Европе более скромные, но это не означает, что они некрасивы. Они прекрасны.
— Экки с большой трогательностю вспоминает учебу в Польше.
Экки Арчибонг: Это был еще период социализма. Помню, что мои соученики мне очень помогали, потому что я не говорила тогда по-польски. У меня много воспоминаний, на которые не хватит времени. Вот сейчас я заметила, что когда обращаюсь к людям по-польски с акцентом, они мне отвечают по-английски. Произошли огромные изменения в окружении, в людях. Сейчас в Польше можно делать хороший бизнес без всяких проблем. Когда я училась, не было так много людей из других стран, только студенты или дипломаты. А сейчас люди приезжают на работу, из Африки тоже, женятся, выходят замуж. Мир глобализируется, но надо еще многое сделать, чтобы все друг друга понимали.